27 сентября в Национальном музее им. А.В. Анохина открылась выставка «Мир Нади Рушевой», привезенная в рамках межрегионального сотрудничества из Национального музея им. Алдан-Маадыра Республики Тыва.
На торжественном мероприятии присутствовали представители республиканской и городской власти, художники, жители Горно-Алтайска.
Всего вниманию зрителей предложено 122 работы гениальной тувинской художницы из таких известных серий, как «Ранние рисунки», «Балет, танцы», «Сказки, фантазии», «Античность», «Литературные герои», выполненные в различных техниках и с помощью разных материалов (тушь, бумага, перо, фломастер, пастель).
Как рассказал один из организаторов выставки заведующий отделом культуры и искусства, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств Республики Тыва А.С. Хертек, за свою короткую жизнь Надя создала свыше десяти тысяч работ, многие из которых хранятся в Государственном музее А.С. Пушкина.
— Наша знаменитая землячка, дочь тувинской балерины Натальи Ажикмаа и московского театрального художника Николая Рушева, прожила всего 17 лет, но оставила после себя неповторимый мир образов.
Рисунки отражают ее мировоззрение. Надя говорила: «Я живу жизнью тех, кого рисую». Она начала рисовать с трех лет, первые ее работы появились под впечатлением сказок. Серийность прослеживалась и в ее дальнейшем творчестве, свыше четырехсот рисунков посвящено творчеству Пушкина, более пятисот – роману Льва Толстого «Война и мир». Первой из художников она сделала иллюстрации к всемирно известному роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Она рисовала без эскизов. При этом говорила так: «Я на бумаге словно вижу водяные линии. Я их только обвожу, и получается композиция». Ее основное средство изображения – линия (дети всегда рисуют линиями). В 11 лет родители хотели отдать Надю в художественную школу, но знаменитый художник В.А. Ватагин отсоветовал, мотивировав тем, что «ее рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с легкостью ее техники, чувством композиции, с остротой ее образов, с ее творческим восприятием мира».
В результате Надя стала посещать Дворец пионеров, где занималась историей искусств, а специально рисовать ее не учили.
Жизнь Нади внезапно оборвалась 6 марта 1969 года. 4 марта она с отцом вернулась со съемок фильма о ней. Утром, как обычно, собиралась в школу, внезапно потеряла сознание. Приехавшая «скорая» увезла девочку в больницу, но спасти ее не удалось. Как оказалось, у Нади была врожденная аневризма сосуда головного мозга, произошло кровоизлияние…
После ее смерти Николай Рушев организовал передвижную выставку рисунков, с которой проехал от Южно-Сахалинска до Калининграда. Многие работы дочери он передал в Фонд культуры.
Несколько лет назад после долгих переговоров Тувинскому национальному музею удалось получить более четырех тысяч рисунков Нади, хранившихся в Пушкинском музее. Все они не связаны с темой Пушкина, некоторые сейчас представлены на выставке.
Надя рисовала то, что ей было по душе, и каждый из ее рисунков «дышит» честностью, открытостью, детской непосредственностью. В каждом изображении посетители увидят что-то свое, сугубо личное, понятное только им и Наде. Почти все отмечают, что после просмотра работ Рушевой в душе становится настолько чисто, светло, спокойно, словно уходит все лишнее.
Надя Рушева оставила после себя огромное творческое наследие, что говорит о ней как о неутомимой труженице – ведь после прочтения каждой новой книги на бумаге появлялись десятки образов, не только по-новому раскрывающих нам произведение, но приподнимающих завесу тайны над миром юной художницы.
Наталья Антюфьева.