Прежде чем рассказать о работе Института повышения квалификации учителей, необходимо хотя бы кратко вспомнить историю его образования. В прошлом году институт отмечал 45-летие своего существования.
Чем же объяснялась необходимость его создания? В те далекие годы шел бурный процесс развития промышленности и сельского хозяйства, вместе с этим росло число школ и учащихся в них. Однако способных учителей, которые могли бы квалифицированно проводить занятия, в то время не было. И вот Софья Николаевна Шабуракова, награжденная орденом Трудового Красного Знамени, высшей наградой того времени, руководившая в труднейших условиях облметодкабинетом в 1942 – 1949 годах (не было постоянного места для работы, отсутствовало топливо и так далее), обратилась к председателю облисполкома Ч.К. Кыдрашеву с докладной запиской о необходимости преобразования облметодкабинета в институт повышения квалификации учителей. Но этот вопрос по вполне понятным причинам решен был только через 23 года.
Днем рождения института принято считать 1 июля 1968 года. В этот день на основании приказа от 27 мая того же года к исполнению обязанностей директора приступил Павел Лукич Казанцев, а Мария Алексеевна Барантаева стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Первыми сотрудниками института были Е.Д. Кергилова, З.В. Карамаева, М.В. Апонгошева, А.И. Чечегоева, А.Т. Жданова, Л.А. Абышкина, Т.Т. Попова и многие другие.
Нет необходимости давать полную характеристику Павлу Лукичу, ибо о нем много писали в «Звезде Алтая». Он вошел в историю народного образования Горного Алтая как неутомимый борец за воспитание и образование советской молодежи.
Во время празднования 45-летия института присутствующие с удовольствием посмотрели киноленту о жизни и трудовой деятельности Марии Алексеевны. Она обладала хорошими организаторскими способностями, неустанно трудилась над созданием сплоченного коллектива учителей-методистов, целеустремленно направляла их деятельность на выполнение задач, стоявших перед организацией. Где бы она ни находилась – в коллективных выездах в школы районов, на семинарах, других мероприятиях, — всегда находила формы и методы, способствующие улучшению работы.
Более эффективному и ответственному отношению методистов к работе способствовало соревнование. Отвечала за него заслуженный учитель Раиса Тихоновна Гомлякова. Она добросовестно занималась этим вопросом (более подробно я писал в «Звезде Алтая» от шестого июля текущего года). Суть заключалась в том, что за каждое проведенное мероприятие (курс, семинар и тому подобное) методисту ставилось определенное количество баллов. Разумеется, наивысшая оценка давалась за обобщение передового опыта, как наиболее значимое дело. Помню, мне пришлось готовить такой отчет. Скажу, что это весьма ответственная работа. Сложность заключалась в том, чтобы из многих школьных физиков области найти самого инициативного.
И я нашел такого! Им оказался Иван Иванович Казанцев, учитель Турочакской средней школы, участник Великой Отечественной войны, пользующийся заслуженным авторитетом коллег. Вспоминаю, как сначала собирал предварительный материал, занимаясь в методкабинете, потом посетил несколько уроков И.И. Казанцева.
Результаты этой работы были напечатаны в журнале «Физика в школе». Не скрою, что справедливо оцененная работа методистов вызвала чувство удовлетворения и к тому же стала стимулом для дальнейших изысканий.
Список участников соревнования за подписью Р.Т. Гомляковой и завуча вывешивался для обозрения. Это позволяло каждому методисту видеть результаты своей работы, количество баллов и место. Администрация давала возможность объективно оценивать успехи сотрудников.
Вспоминая далекое прошлое и сравнивая те условия работы с настоящими, вижу улучшение: прекрасное здание, оборудованные рабочие места – невольно позавидуешь. Мы же находились в Доме печати, в каждой комнате сидели несколько человек, зал использовали для проведения курсов и семинаров. Работали, но не роптали, понимали, что пройдет время и все изменится.
Руководство обкома зачастую использовало нас для проверки учительской работы в школах области, в подготовке и проведении августовских конференций. Бывая на местах, мы всегда входили в контакт с руководителями отделов народного образования – это давало нам много необходимого материала для корректирования планов работы на будущее. И становилось известно, где работает добросовестный воспитатель интерната или учитель физики, опыт которых надо изучать, а каким педагогам нужно оказать помощь.
Работая много лет в институте и размышляя о путях улучшения учебно-воспитательного процесса, пришел к выводу, что нужно находить возможность совместной работы всех воспитательных учреждений. Не обособляться, а объединяться, вести диалог. Способы совместной работы могут быть разными: выезды в школы для наиболее содержательной проверки учителей, воспитателей или их групп, личные встречи и другое.
Было время, когда нас, методистов, и лучших учителей города Нина Федоровна Федорова приглашала для участия в проведении интересных мероприятий, почему-то не получивших широкого распространения. На них рассматривались и апробировались различные методические рекомендации по разным вопросам, заслуживающие внимания видных ученых из министерства просвещения. При обсуждении новинок учителями высказывались разные мнения. Была попытка внести что-то новое в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах области, усилить их творческую работу. Методисты института осознавали, какая нелегкая задача стоит перед ними. Поэтому каждый из них в пределах своей компетентности старался выполнить ее.
Интересное, содержательное интервью министра образования, науки и молодежной политики Н.В. Гусельниковой опубликовала «Звезда Алдтая» 25 июля. Действительно, настало время открыто говорить о низком уровне учебно-воспитательной работы в школах республики, особенно в сельской местности. Наталья Владимировна назвала основные причины, подрывающие престиж профессии учителя.
Критике подвергся наш университет. В самом деле, в университете, призванном готовить прежде всего учителей, работают высококвалифицированные кадры: доктора, кандидаты наук. Казалось бы, выпускники должны быть хорошо подготовлены для работы в школах, но этого нет…
Для того чтобы человек работал в школе, ему необходимо создать нормальные условия, прежде всего обеспечить зарплатой, позволяющей безбедно жить. Если все это будет – нынешние учителя, работающие не по специальности, пойдут в сельские школы.
Ведь было время, когда выпускники институтов, педучилищ пользовались льготами. Тогда не было проблем с кадрами, естественно, и престиж профессии был гораздо выше нынешнего: много способных молодых людей поступали в вузы, по окончании которых работали в народном просвещении.
Думая о работе сотрудников института, вспомнил, как мы, вырвавшись из тесных своих рабочих комнат, выезжали в совхозы на заготовку кормов для общественного скота, готовили березовые веники. В необходимости этой работы сомнений не возникало: увеличить надои и заготовку мяса всегда считалось основной задачей. Работая физически, общались между собой, лучше узнавали друг друга. А как использовали благодатную природу для поддержания здоровья? Наберешь полную грудь воздуха, насыщенного ароматами различных трав, – наслаждаешься! Поднималось настроение, увеличивалась производительность труда. Домой возвращались бодрыми, полными впечатлений.
Возвращаясь к институту: непростая задача стоит перед методистами, возглавляемыми ректором Валентиной Васильевной Модоровой. Для ее успешного выполнения сейчас имеются все возможности и самое главное – сильный коллектив высокой квалификации, способный грамотно построить работу в новых условиях. Залогом этого является руководитель. Валентина Васильевна – педагог новой формации, высокой культуры, системно работающий над самосовершенствованием. Своей энергичностью и целеустремленностью она направляет сотрудников на достижение конечного результата. Успехов вам в этом деле!
С уважением бывший работник института
И.П. ШЛАПАКОВ,
с. Майма.