Среда, 22 января 2025   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
8:27, 12 апреля 2012

Отдел образования. Первый отчет (к 90-летию образования Ойротской области)


Продолжая разговор об архивных документах, начатый Комитетом по делам архивов Республики Алтай в преддверии празднования 90-летия образования автономной области ойротского народа в составе РСФСР, предлагаем ознакомиться с моментами истории развития образования в Горном Алтае.

В достаточно крупном архивном фонде областного отдела народного образования хранится самый первый отчет, написанный 01.03.1923 г. Его автор – заведующий отделом Логин Андреевич Алферов, работавший в этой должности с 16 мая 1922 года. Образование он получил в Бийском катехизаторском училище и ко времени составления документа имел 18 лет «общего служебного стажа».
«Доля облоно в местном бюджете равняется шести процентам, но и эти средства являются мифом. Вследствие слабости местного бюджета до 20 февраля получено только 3000 рублей, поскольку в облфинотделе постоянно наблюдается отсутствие денежных знаков», — читаем мы начало документа. Далее выясняется система финансирования сельских школ: «…По договорам с сельскими обществами содержится половина школ, но на оплату труда учителям вследствие бедности и разоренности населения приходится около 10 довоенных рублей жалованья. Платность введена только в городских школах». На государственные средства содержатся четыре детских дома и две городских школы (одна из них – школа II ступени), всего по области действует 70 школ.
Интерес представляет и приложенный к отчету список. По 14 волостям указаны названия школ и имена учителей. Так, четыре из них значатся в Бешпельтирской волости: Куюмская (учитель В.М. Тырмаков), Узнезинская (Ф.С. Тозыяков), Чепошская (Н.Н. Эдокова) и Бешпельтирская (И.А. Сыркашев). Две школы было в Имеринской волости – Александровская (А.И. Суразаков) и Сайдысская (М.Л. Уйгурчакова). В Горно-Онгудайской школе трудились В.Г. Курганаков, А.И. Вдовин, А.Я. Мальцева, в Нижне-Уймонской работали М.И. Тозыяков и А.Т. Померанцева. Крупные школы находились в Черге (Лазаревич-Игнатьев, Ушаков, П.И. Тюмаков) и Чемале (носила имя III Коминтерна, в ней работали восемь учителей). В улалинских школах преподавали такие легендарные учителя, как Е.И. Истигешева, Е.И. Плюхина, Н.И. и Н.Ф. Петровы, Агапова.
В докладе упоминаются и другие учреждения, состоящие в подведомстве отдела образования: народные дома в Черге, Усть-Коксе, Онгудае, Паспауле и Улале, библиотеки в Челушмане, Кош-Агаче, Шебалино, Улале, Чемале, Усть-Коксе, Катанде, Онгудае, Черге, Паспауле, Усть-Кане, 16 изб-читален, музеи в Чемале, Теректе, Шебалино, Катанде и школы-интернаты. «Никаких учреждений дошкольного типа в области не имеется, — отмечал заведующий отделом. – Борьба с детской беспризорностью почти не ведется за неимением средств, детей в школах обучается 40 процентов от всего детского населения, что в абсолютных цифрах составляет 1600, их обучением занимаются 68 учителей».
Как уже говорилось, в области были организованы школьные интернаты для «детей, потерявших своих родителей, беспризорных и из неимущих семей». В приложенных к отчету списках Улалинского интерната числились дети Григория Ивановича Гуркина – Ангелина и Геннадий, в графе «Сведения о родителях» указана их мать – Мария Агафоновна, крестьянка из села Анос. Всего в столичном интернате проживали 44 ребенка, в Усть-Канском – 55, в Онгудайском – 45, в Челушманском – 43, в Эдиганском – 22, в Кош-Агачском – 31, в Успенском – 33, в Озеро-Куреевском – 41, в Чемальском – 100. Кроме того, в 1922 году в область прибыли 120 детей, эвакуированных из голодающих районов европейской части России. В архивном деле подшиты карточки со сведениями о каждом ребенке, его умерших родителях, других родственниках и о прежнем месте жительства.
В своем отчете Л.А. Алферов оперировал данными переписи, прошедшей в Горном Алтае в 1920 году, и, анализируя национальный состав и процент грамотного местного населения, писал: «…алтайцев – 9660, из них неграмотных – 8088, телеутов – 3711, неграмотных – 3530, кумандинцев – 688, неграмотных – 538, великороссов – 7836, неграмотных – 6464». Всего упоминается 29 национальностей, среди которых встречаются шведы, зыряне, цыгане, болгары.
Остается добавить, что областной отдел народного образования состоял из восьми человек: заведующего отделом, его заместителя (он же был начальником политпросвещения), заведующего социальным воспитанием, делопроизводителя, бухгалтера, «конторщицы», сторожа, рассыльной.
В конце документа имеется приписка: «Подготовленные материалы необходимы для Первого съезда работников просвещения». О его организации мы узнаём из приказа заведующего облоно от 24 сентября 1922 года: «…§11. Заместителю заведующего облоно Т. Манееву незамедлительно приступить к подготовительной работе и организации съезда работников просвещения, имеющегося быть 5 октября с.г. Обратиться к облревкому с ходатайством об отпуске 15 пудов муки для устройства завтраков для делегатов съезда. В случае отказа отпустить один пуд масла, пять пудов хлеба и двадцать аршин мануфактуры. Для временного пользования взять один котел и самовар из деревянной школы».
Отчет был подписан 1 марта 1923 года, а уже 5 марта в должность заведующего Ойротским областным отделом народного образования вступил Василий Кондратьевич Манеев.

Начальник отдела информационного обеспечения Комитета по делам архивов РА Н. Машегова.

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2025 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru