Осенью прошлого года жительница Горно-Алтайска вдова участника Великой Отечественной войны Мария Павловна Белянина получила сертификат на жилье. Труженица тыла счастлива, ведь в свои 90 лет она впервые обрела благоустроенную квартиру, к тому же в новостройке.
– Сюда мы с двоюродной внучкой въехали в январе, – рассказывает Мария Павловна. – Почти неделю я плакала от счастья, не могла поверить в это. Жаль, что муж Фома Николаевич Шмырин не дожил до этого дня. Он умер 11 лет назад. Много горя пришлось хлебнуть ему в годы войны, особенно в плену, но оттуда удалось бежать. После этого он продолжал воевать и дошел с однополчанами до Берлина.
Переменами в своей жизни наша героиня довольна. Говорит, что жить в новой квартире – одно удовольствие. Здесь уютно, свежо, светло, а главное – тепло, зимой бывает даже жарко. Внучка Марина заботится о ней, покупает лекарства, готовит еду. Что еще нужно человеку в старости? Однако нет-нет да взгрустнется ей от нахлынувших воспоминаний. Ведь в годы войны было одинаково тяжело и тем, кто воевал на фронте, и тем, кто ковал Победу в тылу.
Родом М.П. Белянина из Красногорского района Алтайского края. Отец у нее умер в 1939 году, мама – в 1942-м. Молодая женщина осталась с двумя детьми на руках, ей надо было поднимать еще и оставшихся сиротами сестренок. Работать приходилось и днем, и ночью. Пока светло, люди трудились на полях, а как стемнеет – управлялись у себя по хозяйству, на огороде, а затем вязали у керосинки рукавицы и носки для солдат. Также за ночь надо было приготовить еду детям, испечь хлеб, чтобы на следующий день им было что поесть.
– Печь хлеб из картошки научила меня одна украинка, – вспоминает Мария Павловна. – Получается он пышный и вкусный, но отнимает много времени и сил. Сначала ставишь варить картошку, а как только закипит, вынимаешь ее из воды и трешь на терке. После этого из другой, уже сваренной, картошки делаешь толченку, соединяешь все вместе, перемешиваешь, делаешь закваску и даешь постоять, а после выпекаешь. Мне тогда казалось, что вкуснее и пышнее такого хлеба ничего нет. Обуть и одеть в годы войны было нечего. Помню, ноги у меня мерзли постоянно. Летом босиком ходили, а на зиму делали обувь из сыромятной кожи, так осенью она уже вся раскисала и хлюпала. Досталось в войну всем – и взрослым, и детям. Удивляюсь, откуда у нас дух брался, что мы даже умудрялись петь.
Работать М.П. Белянина начала с 10 лет. Еще до войны носила почту, кроме того, успевала ухаживать за больной престарелой тетей. В школе училась прилежно, хотя находилась она за 12 километров от дома. Особенно ей нравилась математика. Однажды, когда школьников распустили на зимние каникулы, пятиклассница Маша едва не погибла. Все обстоятельства произошедшего четко помнит до сих пор. Пешком она возвращалась домой. Поднялся сильный буран. Пронизывающий ледяной ветер насквозь продувал ветхую одежду. Девочка ослабла настолько, что не в состоянии была идти дальше. Посреди дороги она упала на снег.
– Снегом меня занесло с головой, – рассказывает Мария Павловна. – Своим детским умом я поняла: вот и моя смертонька пришла… Слышу – лошадь фыркает, а сама не могу шевельнутся или хотя бы голос подать. Оказалось, отец моей подруги Кати ехал на кошевке, его лошадь испугалась и встала. Мужчина вытащил меня из снега, уложил в кошевку и привез к себе домой. А наутро доставил до дома. Так мое второе рождение произошло – в 1935 году.
С 1938 года совсем еще юная девушка начала работать счетоводом. Ее наставницей была бухгалтер со стажем. Именно она обучила Марию тонкостям своего дела. Вскоре красавица вышла замуж, родила ребенка, а мужа забрали в армию. Началась Великая Отечественная война. Много горя и лишений принесла она людям. Вопреки всему народ выстоял.
Немало пришлось пережить М.П. Беляниной и в послевоенные годы. По воле судьбы в 1949 году она оказалась в Улале.
– В поисках лучшей доли мы переехали сюда на быке, – продолжает рассказ Мария Павловна. – Это была деревенька в заболоченной местности. Все склоны гор здесь засеивали. Муж сторожем устроился: ночью на работе, днем подрабатывал. На быке возил кому сено, кому дрова. Так и жили. Многие улалинцы держали коров, стадо было большое, в непогоду скот приходил в грязи по самый живот. Топь была непролазная.
В 1951 году Мария Белянина стала искать работу. Об этом она говорит:
– Всю зиму специально вязала кружева, чтобы продать их и купить валенки, так как обуть было нечего. В них отправилась искать работу. Сначала устроилась в инвалидную артель, проработала там недолго – сократили. Тогда перешла кассиром на обозостроительный завод. Чуть позже меня назначили там бухгалтером.
Четыре года семья скиталась в Улале по квартирам. Потом супруги решили: пора обзавестись собственной крышей над головой. Продали быка и за три тысячи рублей купили избушку по улице Красногвардейской. Со временем сделали сначала одну пристройку, потом еще одну. В этой расширенной с годами избушке М.П. Белянина прожила до января 2012 года.
Проработала всю жизнь бухгалтером. Вышла на пенсию.
В 1974 году похоронила мужа-фронтовика, а через год вышла замуж за человека, которого в молодости ждала с фронта около восьми лет. Поначалу их совместная жизнь не сложилась, а в 1975 году они поженились и прожили 26 лет. Разделить радость новоселья с ней муж не успел. Это единственное обстоятельство, о котором женщина сейчас сожалеет. А то, что за заслуги перед Отечеством государство обеспечивает фронтовиков и вдов участников Великой Отечественной войны жильем, она считает справедливым. Ведь вклад в Победу вносили и отважные солдаты, проливавшие свою кровь на полях сражений, и их матери, сестры, жены и дети, без устали трудившиеся в тылу.
Марина ТУРКУШЕВА