Александр Витальевич Афанасьев родился на родине алтайского художника Г.И. Чорос-Гуркина в селе Анос Чемальского аймака 18 января 1925 года. Отец работал секретарем сельского Совета, мама занималась домашним хозяйством.
— Наша семья была большая по сегодняшним меркам, — вспоминает Александр Витальевич, — отец, мать, четыре брата и дедушка с бабушкой. Правда, дедушка мой дома бывал мало — работал ямщиком, возил грузы в Усть-Кан, Усть-Коксу, Онгудай. Крепкий был дед.
В 1931 году наша семья переехала в Улалу. Рядом с домом находился стадион «Спартак», и все мое детство прошло там. Очень хорошо помню, как его благоустраивали, расширяли, строили помещения. В то время стадион не пустовал, постоянно шли соревнования и тренировки по футболу, волейболу, легкоатлетическому многоборью. Я, маленький мальчик, целыми днями там впитывал в себя дух спортивной борьбы, азарта и особой атмосферы. Конечно же, забывал обо всем на свете, в том числе и о невыученных уроках или работе по домашнему хозяйству. Тогда мама вброд переходила Улалушку и гнала меня домой.
Шло время, братья Афанасьевы росли, мужали. В 1939 году призвали в Красную армию старшего брата. Он попал на Тихоокеанский флот, служил во Владивостоке. Другого брата, Евгения, призвали в 1942 году, он геройски погиб в 1944-м в Польше. Младший Михаил в 1944 году был отправлен на Дальний Восток, служил на подводной лодке мотористом, принял участие в войне с японцами. Александра призвали в армию 8 января 1943 года и направили в Томское артиллерийское училище, которое в свое время окончил наш земляк Герой Советского Союза И.З. Шуклин.
— В январе 1944-го я в звании лейтенанта был выпущен из училища и направлен на 1-й Прибалтийский фронт в 285-ю стрелковую дивизию командиром огневого взвода, – продолжает рассказывать Александр Витальевич. – Тогда шли очень тяжелые бои за Псков, погиб наш командир батареи, меня перевели командиром взвода управления. 16 марта я с двумя связистами и разведчиками прибыл на передовые позиции нашей пехоты и стал корректировать ведение огня батареи. Наблюдение за противником вел через стереотрубу, позиции немцев были видны хорошо, и наши снаряды ложились точно в цель. Как это обычно бывает на фронте, увлеченный успехом стрельбы, я совсем забыл об осторожности и правилах маскировки. Немцы поняли, что по ним работает корректировщик, и начали меня вычислять.
Через некоторое время прилетел снаряд противника, взрывом мне разорвало кисть левой руки, разворотило мышцы на правой, от попадания осколка в лицо осталась большая рваная рана. Самое удивительное, что сознания я не потерял, отдал необходимые распоряжения оставшимся в живых артиллеристам и, корчась от боли, побрел на КП нашей батареи. По дороге, потеряв силы, прислонился к дереву и здесь уже упал без чувств. Меня, недвижимого, погрузили на сани вместе с убитыми и повезли хоронить. Очнулся у большой братской могилы, куда складывали тела погибших бойцов.
Солдаты из похоронной команды заметили, что Афанасьев дышит, и доставили его в госпиталь. После первичной обработки ран тяжелораненого лейтенанта отправили в тыловой госпиталь, расположенный в Горьком (Нижний Новгород). Там ему пришлось пережить ряд сложных операций по удалению осколков и сращиванию челюсти. Врач, удалявшая осколок, застрявший буквально в миллиметре от сонной артерии, спросила у него потом: «Скажи, Афанасьев, кто за тебя так сильно молится?».
«Мама, кто еще больше», — с трудом прошептал Александр.
В госпитале он пролежал больше пяти месяцев, получил III группу инвалидности и был направлен в распоряжение городского военкомата Ойрот-Туры. Возвращение домой было радостным и незабываемым, младший брат Миша еще не ушел в армию, и мама не могла нарадоваться, видя сыновей дома. Жили тяжело, скудно, единственную коровенку использовали еще и как лошадь — возили на ней сено и дрова.
29 января 1945 года в трудовой книжке Александра Афанасьева появилась первая запись: «Принят учителем физкультуры в школу №12». В 1948-м его перевели в Горно-Алтайский зооветтехникум на должность преподавателя военного дела и физкультуры. В 1981 году, после 33 лет работы, Александр Витальевич ушел на пенсию.
— Зооветтехникуму я отдал свои лучшие годы, — говорит фронтовик. — Уроки физкультуры всегда проводил на свежем воздухе. Спортзала там, как и сейчас, не было.
С удовольствием вспоминаю, как выезжал со студентами в совхозы области на сакман, когда шел окот овец. Кроме того, часто ездили в хозяйства помогать в уборке сена, причем студенты подходили к этому делу очень ответственно. За работу они получали 50 процентов от зарплаты и плюс командировочные.
Кроме основных занятий я вел большую секционную работу. Для этих целей мы арендовали спортзал «Динамо». В будни у меня были занятия, по субботам и воскресеньям я вел секции. С воспитанниками постоянно участвовали в областных и краевых соревнованиях, занимали первые места. В музее техникума наших грамот и кубков очень много! Тогда в техникуме были волейбольная, футбольная, баскетбольная и легкоатлетическая команды. Причем наши ребята занимали первые места не только в области и крае, но и на всероссийских соревнованиях в Москве, Пензе, Челябинске, Красноярске.
Теперь можно только представить, сколько сил вложил Александр Витальевич в развитие спорта. Отличаясь большой скромностью, этот человек никогда не хвастался своей работой, просто ответственно и с душой делал свое дело.
Думаю, здесь уместно рассказать о том, каким спортсменом был сам А.В. Афанасьев. Он входил в сборную Горно-Алтайска по футболу, в сборную области по волейболу, в сборную по многоборью. Многие наши старожилы хорошо помнят ту сборную по футболу, «громившую» команды Бийска, Барнаула и Ачинска. Именно в ней играл на позиции защитника Александр Афанасьев.
За храбрость и мужество, проявленные на фронтах Великой Отечественной, причем за довольно короткое время, что он там был, А.В. Афанасьев награжден орденом
Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями.
За мирный труд, за спортивное и военно-патриотическое воспитание молодежи награжден многочисленными грамотами, благодарственными письмами от областного и городского комитетов комсомола, горкома партии, спорт-отдела области и военкомата.
Сегодня Александру Витальевичу Афанасьеву 87 лет, но ветеран-фронтовик по-прежнему силен духом, по-спортивному подтянут, ведет активный образ жизни.
Федор Конюхов, участник Великой Отечественной войны