Весна в самом разгаре, совсем скоро жители и гости нашей республики направятся для отдыха к живописным берегам рек и озер Горного Алтая.
К сожалению, отдых на берегу водоема — это не всегда приятное проведение времени. Нередки случаи, когда люди, подъезжая к любимому месту, наталкиваются на забор.
В последние годы тема беспрепятственного доступа к водным объектам активно обсуждается в обществе, случаи, связанные с ограничениями и препятствиями для проезда или подхода к берегам, предаются огласке повсеместно.
Действующее законодательство предусматривает механизмы защиты прав граждан на общедоступность водных объектов общего пользования. Так, в соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными. Каждый человек вправе иметь доступ к ним и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
Полоса земли вдоль береговой линии указанных водных объектов (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Ширина их береговой полосы составляет двадцать метров. При этом каждый гражданин вправе (без использования механических транспортных средств) находиться на береговой полосе водных объектов общего пользования, в том числе с целью любительского и спортивного рыболовства, а также причаливать к ней на плавучих средствах.
Недопустимо любое ограничение права пользования граждан береговой полосой водного объекта (устройство заборов, доходящих до водного объекта).
В аппарат Уполномоченного обратились рыбаки одного из районов с жалобой на то, что арендаторы не допускают их к озеру для рыбной ловли. Мы подключились к разрешению данного вопроса, в результате судом было вынесено решение о демонтаже устройств, перегораживающих подъезд к озерам.
Запрет на ограничение доступа граждан к берегам рек и озер существует давно, однако серьезных средств воздействия на нарушителей водного законодательства не существовало. Единственным способом было обращение в суд с исковым заявлением, что являлось процедурой долгой и не всегда эффективной.
В конце прошлого года Федеральным законом от 21.10.2013 г. №282-ФЗ в действующее законодательство внесены существенные изменения, направленные на усиление охраны водных объектов от загрязнения и обеспечение к ним доступа граждан.
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 8.12.1. «Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе», которая за допущенные нарушения предусматривает значительные материальные санкции: наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.12.1 КоАП РФ, уполномочены должностные лица регионального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай.
Хочется надеяться, что немалые денежные штрафы заставят задуматься некоторых граждан и предпринимателей и они не будут перегораживать доступ к водоемам.
Семен Шефер, Уполномоченный по правам человека в Республике Алтай.