Два месяца назад на портале «Золотое перо Алтая»вышла публикация о тех, кто в тяжелую и страшную годину протянул руку помощи братскому советскому народу. Напомню: караван помощи с гуманитарным грузом в ноябре 1942 года был отправлен из города Ховд в Бийск. Советской армии тогда доставили теплые овчинные полушубки, валенки, варежки, сушеную баранину, утепленные сапоги.
Первый заместитель председателя Союза журналистов Республики Алтай Алексей Ивашкин побывал недавно в служебной командировке в Баян-Ульгийском аймаке. В городе Ульгие он нашел подлинники документов, рассказывающие о безвозмездной помощи монгольских кочевников Советской армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Ему удалось встретиться с близкими родственниками тех, кто более 70 лет назад организовывал сбор и доставку гуманитарных грузов сражающемуся против фашизма советскому народу.
Насир Совет, председатель Баян-Ульгийского отделения Союза журналистов Монголии, повел сначала в краеведческий музей, а потом к тем, кто еще помнил Малика Кашкынбая, руководителя монгольской делегации, которая побывала в Москве в 1943 году и встретилась с Иосифом Сталиным.
В те годы Малик Кашкынбай был заведующим отделом образования и заместителем председателя Баян-Ульгийского аймака Монгольской народной республик. Фронтовые сводки вызывали боль в душе этого человека. И тогда он обратился к тем, кто проживал рядом с ним с просьбой откликнуться и начать сбор пожертвований на нужды Советской армии. Бедные монгольские кочевники отдавали последние тугрики, чтобы только помочь спасти мир от коричневой чумы.
В аймаке Кашкынбаю удалось собрать средства на постройку танка «Т-34», который назвали «Баян-Ульгий». Среди тех, кто жертвовал средства, были учитель Догсон, который отдал последние 20000 тугриков; Ильяс Оралбай – 10000 тугриков, а также одну юрту и 78 лошадей; врач Туваймак — 34 0000 тугриков. Последний порывался даже уйти на фронт.
Однако средств было мало. Кашкынбай поехал в Улан-Батор, где встретился с маршалом Чойбалсаном. Было принято решение собирать ценности по всей Монголии. В общей сложности удалось набрать 300 килограммов золота, 100000 долларов, 2,5 миллиона тугриков для постройки танковой колонны, которую назвали «Революционная Монголия». Кроме этого, из братской страны было отправлено 230 вагонов с продовольствием.
Кашкынбай и Чойбалсан добрались до Москвы, где их встретил Сталин. В подарок он преподнес именной пистолет «ТТ» с дарственной надписью. Оружие до сих пор хранится в музее города Ульгия. Но Верховный главнокомандующий сказал еще вот что: «В 1939 году Красная армия помогла Монголии, а сегодня монгольский народ помогает советскому народу. Мы рады монгольскому народу».
Танковую колонну передали бойцам Юго-Западного фронта под городом Наро-Фоминском. В общей сложности на вооружение поступило 53 боевые машины, в том числе и танк «Баян-Ульгий». Его принял командир Резков. Он дал обещание дойти на машине до Берлина. Так оно и получилось. Боевая машина прошла пять тысяч километров и дала несколько залпов по фашистскому логову.
После окончания Великой Отечественной, а затем и Второй мировой войны Малик Кашкынбай очень много работал на поприще народного образования Монголии, избирался в различные государственные органы и структуры и даже принимал участие в восьмом съезде Коммунистической партии Китая, встречался с Мао-Цзе-Дуном. Словом, все силы отдал служению Монголии и России. В семейном архиве его близкой родственницы Нурумгуль Тогтолхонг, которая сегодня трудится завучем в частной школе «Зайд», сохранилось немало фотографий, газетных вырезок, рассказывающих о судьбе ветерана. Он рано ушел из жизни. Видимо, сказалось нервное напряжение военных лет. Но память об этом простом человеке, патриоте, навсегда останется в людских сердцах не только Монголии, но и России.
Источник: Портал Золотое перо Алтая