Стартовал объявленный Правительством России Год культуры. Представители отрасли возлагают в связи с этим немало надежд на решение накопившихся проблем, связанных как с финансированием, так и с общей ролью культуры в жизни общества. Важно, чтобы и принятые, и готовящиеся в недрах власти планы не остались на бумаге, а были претворены в жизнь. К разговору о том, чего сфере культуры ждать в 2014 году, мы пригласили члена Совета Федерации от Правительства Республики Алтай, первого заместителя председателя Комитета СФ ФС РФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктора ЛОПАТНИКОВА.
– Виктор Алексеевич, 2014-й объявлен в России Годом культуры. Как осуществлялась подготовка и какие мероприятия планируется провести?
– Положение дел не только в Республике Алтай, но и во всей отечественной культуре, в духовной жизни россиян – это одна из серьёзных проблем, которая давно беспокоит мыслящее сообщество. Здесь смыкается немало вопросов, начиная от судьбы традиционного искусства, состояния историко-культурного наследия, нематериальной культуры, подходов к явлениям актуального, концептуального искусства до применения современных электронных технологий. По этому поводу в последние годы проводятся представительные форумы, на которых ведётся диалог, обсуждаются пути поддержки культуры. Не думаю, что в Год культуры будут найдены ответы на все вопросы. Но то, что эта проблематика актуализирована и вписана в контекст общественно-политической жизни, весьма существенно, хотя в культурном сообществе есть такие, кто относится к идее его проведения скептически. Тем не менее считаю, что Год культуры не ставит некие рамки «от и до» – открывается возможность акцентировать внимание на ключевых проблемах, определить вектор их преодоления.
Фактически Год культуры был в пути уже в 2013-м: напомню, в июне на заседании Совета по государственной культурной политике, которое проходило здесь, в республике, обсуждалась концепция его проведения, позже, в октябре, состоялось первое заседание Организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года культуры, который возглавила Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко. Обеспечение плана основных мероприятий будет осуществляться Министерством культуры РФ. Хочу особо отметить: во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и в Республике Алтай, разработаны и утверждены планы мероприятий по проведению Года культуры в регионах.
Управление концентрируется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Самый актуальный – последний уровень, где сосредоточено наибольшее число проблем. Поэтому предполагается мобилизовать усилия государственных и общественных институтов, сюда должно быть привлечено максимально возможное число ресурсов.
Одно из ключевых мест в планах регионов занимает приведение в порядок материальной базы: ремонт, реконструкция учреждений культуры. Здесь действительно накопилось немало неисполненных обязательств.
Другое направление – комплексный анализ культурного хозяйства, уровень и интенсивность культурной жизни, сохранение историко-культурного наследия. Этой части посвящено немало законодательных и подзаконных актов, внесены изменения и дополнения в федеральные законы «Об основах законодательства в сфере культуры РФ» (1993 г.), «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и другие.
Причины для беспокойства очевидны: коммерческая стихия захватывает культурный процесс, в рыночный оборот вовлекаются ценности культуры, искусства, архитектуры. Для бизнес-структур весьма привлекательны их историческая аура, месторасположение, сложившаяся инфраструктура. Подпадая под коммерческие интересы, объекты культуры, памятники истории утрачивают присущий им облик, разрушаются их архитектурно-стилистические достоинства, они превращаются в новоделы, становятся частью рутинной безликой застройки.
К этому примыкает и проблема сохранности археологического наследия, которое также стало предметом агрессивного «нашествия» людей, разрушающих уникальные древние поселения, курганы, святилища, могильники. В настоящее время законодателями принят ряд актов, направленных на то, чтобы уберечь археологическое наследие от варварского расхищения.
Особого внимания требует наследие нематериальное: исполнительские традиции, художественные школы, фольклор, ремёсла – всё то, что составляет золотой фонд многонациональной художественной культуры народов России. Насколько известно, Комитетом Межпарламентской ассамблеи СНГ готовится модельный закон, касающийся проблем сохранения нематериального культурного наследия.
Что касается непосредственно событий Года культуры, то они отражены в плане основных мероприятий, который можно увидеть на сайте Минкультуры России, там же размещены и планы регионов. Год культуры будет расцвечен важными историческими вехами, среди которых 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова, 200-летие Российской национальной библиотеки, 250-летие со дня основания Государственного Эрмитажа, 175-летие со дня рождения П.И. Чайковского и многие другие.
– Какие шаги должно сделать профессиональное сообщество для того, чтобы это не осталось только на бумаге, а сдвинуло ситуацию с мёртвой точки?
– Действительно, на бумаге прописано немало проблем, касающихся состояния материальной базы, оплаты труда, модернизации инфраструктуры, наполнения культурной жизни. С одной стороны, мы говорим о традиционном искусстве, о базисных ценностях, сосредоточенных в литературном, театральном, музыкальном жанрах, в изобразительном искусстве, с другой — многое предопределяют динамичная современность, новые потребности общества, технологии, удобные сервисы. Речь идёт об интенсификации культурных обменов, чтобы учреждения культуры становились центрами интерактивного общения, обогащаясь новыми художественными явлениями.
– Для всего этого нужны деньги. К сожалению, культура финансировалась всегда по остаточному принципу. Изменится ли этот тренд в 2014 году, и за счёт чего?
– Тема бюджетного обеспечения культуры – одна из актуальнейших. Она не находит желанного разрешения много лет, но законодатели занимаются ею как на федеральном, так и на региональном, муниципальном уровнях. Законодательство об основах государственной культурной политики от 1993 года предусматривало выделение 2% ВВП на осуществление культурной деятельности. На самом деле за годы с момента его принятия ни разу обозначенного рубежа достичь не удавалось, более того, он никогда не превышал 1%. Бюджетный процесс таков, что часто возникают нужды, какие исполнительная власть предусмотреть не может. Однако культурная общественность не прекращает акцентировать на этом внимание. Совет Федерации постоянно обращается к руководству регионов с тем, чтобы внимание к финансированию культуры не утрачивалось, чтобы здесь была позитивная динамика.
Анализ финансирования культуры в субъектах показал, что отношение к этому бюджетному параметру в разных регионах выглядит по-разному. В основном доля расходов на культуру в консолидированном бюджете регионов колеблется в пределах 2 – 4,5%. В некоторых субъектах из-за сложной ситуации с формированием доходной базы и существующих объёмов госдолга финансирование мероприятий Года культуры ограничено. Но есть регионы, где доля расходов на нужды культуры значительно превосходит среднюю по стране. Например, в Белгородской области этот показатель на 2014 год составляет 6,8%. Объём финансирования в Москве в 2014-м — 3,4% в консолидированном бюджете. В натуральном выражении это 57,6 млрд. рублей.
Продвигается система поддержки учреждений культуры на основе выделения грантов, сюда вовлекается бизнес-сообщество. Что касается Года культуры, государство выделило дополнительное финансирование для решения первоочередных задач. Конечно, денег явно недостаточно, но это позитивное движение в сторону пополнения ресурсов культуры.
Долгое время на рассмотрении находится законопроект о меценатской деятельности, в котором делается попытка предусмотреть более широкие возможности благоприятствования держателям средств и ресурсов, чтобы можно было направить их на воссоздание культурных объектов, реставрацию памятников, находящихся под угрозой утраты.
– Как обстоят дела с оплатой труда работников культуры и реализацией социальных программ?
– Повышение уровня оплаты труда – сложный и серьёзный вопрос. Вы знаете, что Правительством РФ была поставлена задача: к 2018 году довести уровень оплаты труда работников культуры до сложившегося в экономической сфере региона. Речь идёт о перераспределении бюджетных ресурсов, способах мотивации работников культуры, системе стимулирующих выплат работающим на селе и в труднодоступных местностях. В Еврейской автономной области планируются единовременные денежные выплаты молодым специалистам в размере 132 тыс. рублей, компенсационные выплаты за услуги ЖКХ, доплата в размере 25% к должностному окладу специалистов учреждений культуры, находящихся в сельской местности. В Пермском крае установлена 100% компенсация оплаты коммунальных услуг и электроэнергии специалистам, работающим на селе.
Интересен подход регионов в сфере реализации социальных программ, направленных на улучшение жилищных и бытовых условий. Так, в Хабаровском крае в текущем году должна заработать программа предоставления работникам культуры квартир на условиях долевого финансирования: 40% средств — от учреждений культуры, а по 30% – из личных сбережений работника и средств краевого бюджета. В Волгоградской области планируется приобрести работникам культуры десять квартир для служебного пользования.
Кроме того, я считаю, что необходимо создавать условия, чтобы учреждения культуры могли сами зарабатывать деньги.
– То есть вы сторонник введения платных услуг?
– Не совсем так. Существует мнение, что понятие «услуга» в сфере культуры неуместно. Если плата и взимается, то за посещение. Учреждениям культуры нужно дать больше возможностей зарабатывать, помогать находить новые возможности самостоятельно пополнять собственный бюджет.
Справедливости ради надо сказать, что перед фактом существенного сокращения бюджетных средств оказались органы управления культуры и некоторых зарубежных стран. Бюджет Франции в 2013-м секвестирован на 4,5%, в Великобритании на ближайшие пять лет предусмотрено сокращение финансирования до 40%. Там перед учреждениями культуры и искусства ставится задача более экономного расходования бюджетных средств, изыскания дополнительных источников за счёт коммерческой деятельности, привлечения средств благотворителей.
Одно из характерных направлений – передача музеями в аренду сторонним организациям произведений из музейного фонда на платной основе. Так, например, поступает Британский музей. В 2013-м он одолжил 2174 произведения 169 британским музеям и 2328 — 150 сторонним организациям. Большое количество работ отправляется на Дальний Восток, в Китай, страны Персидского залива. Такая политика свойственна ведущим музеям мира – Лувру, Метрополитен-музею, Государственному музею Берлина и прочим. У нас же дело выглядит иначе. Межмузейный обмен внутри России ограничен. Внимание музейного сообщества замкнуто на накоплении фондов, их сохранности. Преобладают представления о незыблемости и неприкасаемости музейных фондов. При этом в запасниках многих наших музеев хранятся произведения, которые, к сожалению, никто никогда не видел и не увидит. В ходу повторяющиеся мотивы объективного порядка: страховки, спецтранспорт, охрана, нехватка средств…
Никто не говорит о том, что учреждения культуры должны перейти на полный хозрасчёт. Но нужны дополнительные возможности привлечения средств, пути и способы зарабатывания денег.
В целом из федерального бюджета на культуру в 2014 году запланировано выделить 96 млрд. рублей. В Госдуме РФ на рассмотрении находится законопроект о частно-государственном партнёрстве. Необходимо и культурную среду вписать в его контекст, чтобы частные интересы бизнеса могли совмещаться с общественными интересами. Этот подход апробирован зарубежными партнёрами, он помог осуществлению многих проектов, имеющих историко-художественную ценность. Задача состоит в том, чтобы и нам запустить этот механизм, чтобы он начал по-настоящему работать.
– В 2013-м стало известно об отмене ежегодных целевых трансфертов на 2014 – 2016 годы на пополнение библиотечных фондов печатными изданиями. Минкультуры России придерживается позиции замены этих средств предоставлением доступа к электронным ресурсам. При этом понятно, что сельские библиотеки, не имеющие качественного доступа к Интернету, в итоге ничего не получат. Как вы относитесь к такому «вымыванию» традиционной книги из библиотек, причём по инициативе профильного министерства?
– С этим нужно разбираться. Действительно, имеется повод для серьёзной озабоченности. 80% изданий печатается в Москве, 10% — в Санкт-Петербурге и 10% — в остальной России. Доставка книг в регионы существенно увеличивает их стоимость, чуть ли не вдвое. При этом средний тираж издаваемой сейчас книги составляет 4,5 тыс. экземпляров. На массу библиотек этого явно недостаточно. Возможно, имеет смысл оптимизировать расходы и направлять средства на организацию качественного доступа к контенту через библиотеки. Что касается секвестирования бюджетов ведомств, то здесь надо ясно понимать: сокращение объёмов выделяемых средств порой затрагивает самые насущные нужды.
– Какова позиция вашего комитета Совета Федерации по вопросам интеллектуальной собственности?
– Безусловно, интеллектуальную собственность надо защищать. Я изучал зарубежный опыт. Так, например, Минкультуры Франции подготовило законопроект, который планируется принять в 2014 году. Его разработчики, эксперты исходят из двух посылов: интеллектуальная собственность обязательно должна быть защищена, в то же время должны существовать возможности альтернативного (бесплатного или по минимальной цене) доступа, чтобы это не сдерживало интеллектуальное развитие общества. Вопрос заключается в том, как обеспечить принцип добросовестного использования. Как эти подходы совместить в условиях нашей реальности, может показать только практика применения.
Беседовала Елена Бейлина.