Хочу немного рассказать о жизни русских семей, которые проживали в нашем селе с 1900 года. В 1937-м мне исполнилось десять лет. У нас в Купчегене жили тогда русские, которые приехали из сел Каянча, Куяча, Куяган, Тавда, Усть-Уба Алтайского района Алтайского края, и еще многодетная семья Казанцевых из села Россоши. Всех не перечислить, но всего было 109 семей русских переселенцев. Эти люди постепенно расселились по соседним селам – Малый Яломан, Иня, Хабаровка, Онгудай.
Я хорошо помню 1937 год, когда в деревню приезжали работники НКВД и увозили куда-то людей. Когда они появлялись, в деревне начинался переполох – взрослые с детьми убегали и прятались за речкой в горах. Так продолжалось до самой войны. В годы репрессий целые семьи отправляли в лагеря. Так, репрессировали 16 человек Казанцевых, Куликовых, Глазыриных, десять — Анатпаевых. Из некоторых семей забирали отцов, сыновей. Когда началась война, репрессированных отправляли на фронт штрафными ротами из ссылки. Почти все они погибали.
После войны в наше село вернулся один фронтовик из репрессированных – Роман Алматович Анатпаев. У него была пуля в легком, поэтому прожил он на малой родине недолго. Ноде Калтаров отбыл 10 лет на лесоповале в Красноярске. Умер почти сразу после того, как вернулся домой. Из Казахстана (первоначально всех наших ссылали туда, в колхоз им. Жданова Шартандинского района Акмолинской области) ушел на фронт Терентий Ефимович Казанцев 1918 года рождения, уроженец Купчегеня. Рядовой 7-й гвардейской дивизии погиб 11 апреля 1944 года, похоронен в с. Дольск Тульского района Волынской области. Его старший брат Евстигней Ефимович в 1942 году пропал без вести.
Русские поселились в Купчегене в 1900 году, возможно, и раньше. Когда они приехали к нам, еще до коллективизации, алтайцы жили по логам и урочищам. Приезжие были верующими и работящими людьми. Они стали строить небольшие пятистенки, а алтайские семьи жили в юртах. Стали выращивать картофель и другие овощи, семена привозили на телегах из Алтайского района. Сеяли лен, сами ткали холст, шили одежду. Гнули сани, делали телеги, гнали из березы деготь. Все, что нужно для хозяйства, делали вручную. В 1941-м мужчин забрали на фронт. Когда начали приходить похоронки, вдовы с детьми пешими уходили в свои родные края.
Хочу рассказать историю семьи Бельских. Иван Иванович Бельский назвал своего первого сына тоже Иваном. Получилось два Ивана Бельских. В 1937 году Бельского-старшего забрали по линии НКВД и расстреляли в Кызыл-Озеке. Сына отправили на Колыму, где он отбыл 10 лет. Рассказывал потом, какие страдания пришлось ему пережить в ссылке. Раз в неделю, иногда в десять дней осужденных собирали и ставили в строй. Отбирали слабых, отводили недалеко и на глазах у всех расстреливали. Тех мужчин, которые пытались сбежать, но были пойманы, заковывали в железные кандалы и заставляли копать землю. Чтобы добывать больше золота, стали привозить молодых и сильных мужчин. Кормили соленой рыбой – омулем. Люди опухали от голода, умирали. Из-под рыбы оставалось много пустых бочек. Старшие товарищи советовали молодым сбегать в ночное время. Садили их в эти пустые бочки и отправляли по рекам Шилка и Баргузин.
Ходили среди народа в то время песни о ссылке, о судьбе заключенных:
В воскресенье
мать-старушка
К воротам тюрьмы
пришла.
Своему родному сыну
Передачу принесла.
— Передайте передачу,
А то люди говорят:
Заключенных в тюрьмах
много,
Сильно голодом морят…
Шилка и Нерчинек
Не страшны теперь.
Горная стража
Меня не поймала,
В дебрях не тронул
Прожорливый зверь,
И пуля меня миновала…
Привык к решетке железной,
Привык к тюремному замку,
Привык к тюремному надзору,
Привык к тюремному пайку…
Эти песни у меня в памяти с детских лет. Помню, как женщины в бригаде частенько пели про войну, о ссылках и плакали. Эта боль осталась в моей душе до сих пор.
Екатерина Никифоровна ТАРБАЕВА (Кундыева),
с. Купчегень Онгудайского района