Насколько удивительна порой бывает судьба человека, как необыкновенны, на первый взгляд, ее повороты. И только со временем понимаешь, что именно твоя внутренняя готовность, твое внутреннее желание, увиденные и поддержанные авторитетным человеком, во многом предопределяют твои шаги и поступки. В моей судьбе таким человеком стал Валерий Иванович Чаптынов. Именно ему я обязан тем, что осуществилась моя мечта вернуться на малую родину, в родной Горный Алтай.
Первая встреча
После завершения учебы в Томском политехническом институте, до отъезда по распределению в Тольятти на Волжский автозавод я приехал на месяц к родителям в Кош-Агач, где мой отец в то время проходил службу в качестве начальника райотдела КГБ. В один из прекрасных дней, уже перед самым моим отъездом, к нам в гости зашел энергичный невысокого роста мужчина – это был Валерий Иванович Чаптынов, недавно назначенный секретарем Кош-Агачского райкома партии, – отец накануне рассказал ему о моем приезде.
Меня сразу привлекли в нем большая эрудиция и широкий кругозор. Надо признать, до этого я был не слишком высокого мнения о чиновниках местного уровня, особенно в части их разностороннего развития. Валерий Иванович интересовался Томском и моими планами на будущее. Говорил об истории Горного Алтая и алтайского народа – к моему стыду, из-за незнания тогда я не мог поддержать эту тему, а впоследствии много раз упрекал себя за это и старался восполнить пробел. От той встречи у меня осталось четкое понимание: я познакомился с истинным патриотом Горного Алтая, и именно тогда у меня появилось большое желание сделать что-то полезное для своей малой родины.
Возвращение
После той первой встречи прошло 11 лет. Я жил в Тольятти и уже работал директором научно-исследовательского института Автопрома СССР, а в отпуск, как обычно, приехал на Алтай. Родители к тому времени после двенадцатилетней службы отца в высокогорном районе вернулись в город. Мой отец Николай Юдинович Алчубаев, встретив как-то Чаптынова, рассказал ему, что приехал сын, на что тот попросил передать просьбу зайти к нему. Когда шел на встречу, думал: Валерий Иванович хочет из первых уст узнать, как живет АвтоВАЗ, послушать о новых моделях выпускаемых заводом автомобилей. Так, собственно, и произошло поначалу, но затем он попросил помощницу принести чай и …предложил мне вернуться в Горный Алтай, поработать в экономическом блоке облисполкома. Я, конечно, удивился, поблагодарил и вежливо отказался. Безусловно, я думал о возвращении домой, но позже, в будущем, когда уже захочется работы более спокойной. Тем более в Тольятти у меня были грандиозные планы по развитию института, незадолго до этого мы завершили строительство в центре города нового уникального здания, переходили на хозрасчет, у нас были хорошие отношения с руководством АвтоВАЗа и Минавтопромом СССР. Мне предоставили четырехкомнатную квартиру, освободившуюся после отъезда первого секретаря Автозаводского райкома партии на повышение в Куйбышевский обком. Были и другие планы на жизнь в этом красивом современном городе.
Валерий Иванович настойчиво продолжал убеждать меня вернуться именно сейчас (был 1989 год), когда в стране идут перемены, когда регионам дают понять: будете жить в условиях регионального хозрасчета, не надеясь на поддержку из центра. Чаптынов осознавал: в таких условиях надо строить свою экономику, развивать собственное производство. А для этого нужны кадры.
Я попросил Валерия Ивановича дать мне время подумать. Рассказав об этом родителям, увидел, как заискрились их глаза, в которых виделась просьба принять предложение. Возвращаясь в Тольятти, я внутренне уже принял решение. Там состоялся семейный совет, и я очень благодарен своей супруге Татьяне и ее родителям, которые меня поняли и поддержали. Мы решили вернуться на Алтай. Убедить их мне во многом помогли мысли Валерия Ивановича: я всегда помнил его слова, сказанные тогда в кабинете, о том, что для Горного Алтая наступил непростой период, пришло время «собирать камни».
Через полгода, завершив вместе с коллективом крупный хоздоговор с АвтоВАЗом (я был научным руководителем проекта), пригласив и согласовав с Минавтопромом и коллективом достойного преемника, я попрощался с Тольятти и вернулся в Горно-Алтайск.
Совместная работа
Мне посчастливилось работать с Валерием Ивановичем в течение восьми лет – самых интересных и самых сложных в новой истории Горного Алтая. Я был рядом с ним и в московском министерском кабинете, и на отдаленных стоянках, и на митингах бюджетников по поводу задержки зарплаты, и на наших республиканских праздниках. Но хочу рассказать лишь о нескольких, очень важных и показательных, на мой взгляд, эпизодах нашей совместной работы.
25 октября 1990 года. Идет областная сессия, рассматривается вопрос суверенитета, выхода Горно-Алтайской автономной области из состава Алтайского края. В зале заседаний – напряженная атмосфера, жаркие споры. Председательствующему В.И. Чаптынову никак не удается поставить вопрос о суверенитете на голосование – ряд депутатов блокирует его, считая, что Горный Алтай экономически не состоятелен и выход из состава края приведет к разрушению бюджетной сферы, росту безработицы и, как следствие, к росту напряженности. Поздно вечером было решено перенести вопрос на следующий день.
На тот момент я всего два месяца как был утвержден депутатами облсовета заместителем председателя облисполкома – начальником планово-экономического управления. Видя такой настрой в зале, посчитал: поскольку руковожу экономическим блоком, обязан дать экономическую оценку выхода из состава края.
Настало 26 октября. Зал уже с утра был накален – похоже, ни одна из сторон не смогла успокоиться после вчерашнего. Новые попытки поставить вопрос на голосование вновь блокировались группой депутатов. В этот момент, сидя на галерке, я поднял руку. Чаптынов не ожидал, в зале повисла пауза. Я хорошо помню тот его взгляд, в котором были и смятение, и тревога, и интерес. Дать слово? Вдруг заболтает важнейший вопрос и еще больше запутает депутатов? Не давать слова? Но кому, как не заместителю председателя облисполкома по экономике, объяснять экономические последствия перемен?! Валерий Иванович спросил: «Вы?» Я твердо ответил: «Да!» Мы встретились взглядами, и он, почувствовав мою готовность и решимость, пригласил меня за трибуну. Судя по реакции депутатов, я нашел аргументы, позволившие принять правильное решение. Этот случай ярко показывает, как Валерий Иванович умел доверять молодым руководителям даже в самые непростые и ответственные моменты, когда решалась судьба нашей республики.
Не многие, очевидно, знают, какую роль сыграл Чаптынов в создании эколого-экономической зоны Горного Алтая. Когда был подготовлен и согласован практически со всеми федеральными министерствами и ведомствами соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации, мы уперлись в позицию одного из министров, близких к И.С. Силаеву, на тот момент председателю Правительства России. Так шли дни и недели. Затем мы узнали, что на период командировки Силаева исполнять обязанности будет его первый заместитель О.И. Лобов, хорошо знающий Горный Алтай. И здесь Валерий Иванович показал себя опытным руководителем, большим дипломатом и авторитетным политиком на федеральном уровне. Даже при противодействии министра и ряда ответственных работников он убедил Лобова подписать постановление. Так состоялась эколого-экономическая зона, которая затем, в сложные 90-е годы, практически помогла республике выжить: была сохранена бюджетная сфера, оказывалась социальная поддержка нашим нуждающимся землякам, строились дороги и мосты, другие объекты. Было и множество других случаев, когда Валерий Иванович Чаптынов проявлял находчивость и характер, отстаивая интересы республики.
В девяностые годы исполнительская дисциплина на всех уровнях была не на высоте. Отчасти это объяснялось тем, что порой принимались популистские решения, не подкрепленные необходимыми ресурсами. Нам с большим трудом удалось подготовить и принять указ президента, направленный на социально-экономическое развитие республики. Однако на практике выполнение основной части решений затягивалось, или же они не выполнялись вовсе. Мы решили инициировать совещание по контролю исполнения указа Президента Российской Федерации. Его проводил заместитель Председателя Правительства РФ С.М. Шахрай, были приглашены министры, руководители ведомств. От нас участвовали Чаптынов и ряд республиканских руководителей. Совещание началось с большой задержкой, ближе к вечеру. Выступления представителей министерств и ведомств затянулись – отговорки, обещания, ссылки на трудности и т.д. У Чаптынова был трудный день, и он задремал. Тут возникла небольшая пауза, все повернулись к нему. Валерий Иванович, почувствовав эту неловкую ситуацию, открыл глаза и, с ходу оценив обстановку, стукнул кулаком по столу: «Хватит оправдываться. Надо выполнить указ президента и реально помочь республике». Шахрай улыбнулся, но тут же поддержал его, сказав, что возьмет под личный контроль выполнение указа. И надо сказать, уже в ближайшие месяцы республика почувствовала эффект от удара по столу кулаком нашего лидера.
Последняя встреча
После отставки Правительства в 1997 году, через полтора месяца вынужденного отпуска, я был приглашен в ОАО «Горно-Алтайэлектросвязь» в качестве заместителя генерального директора по экономике. Справедливости ради надо отметить: Валерий Иванович предложил остаться «во власти» на другом посту, но я отказался, полагая, что не имею права пользоваться его хорошим отношением ко мне и как заместитель в полной мере несу ответственность за отправленное в отставку правительство.
Месяца через четыре раздался неожиданный звонок из приемной Чаптынова. Приглашали к нему. На следующий же день я был у него в кабинете. Он, как всегда, был вежлив, слегка улыбнулся и спросил: «Чем занимаешься?» Я ответил. И вдруг он: «Александр Николаевич, республика больше в вас не нуждается!». Я оторопел от такого признания – приглашал, поддерживал, и вдруг… Причем и работал-то я уже не в госструктуре. Видя мое замешательство, он снова улыбнулся: «Есть предложение отправить тебя в Москву, чтобы ты там поработал на благо республики». Я пришел в себя, подумал, что Валерий Иванович предлагает работу в постпредстве – эта работа не очень мне подходила, к тому же предполагался переезд вместе с семьей, – и стал упираться. Он же предложил чай и начал со мной серьезный разговор.
1997 год был сложным и для страны, и для нашей республики. Очень тяжело решались в Москве «наши» вопросы, в том числе и из-за значительного обновления состава республиканского правительства. Валерий Иванович напомнил: «Многие регионы все что можно делают, чтобы направить своих представителей в серьезные федеральные структуры, в том числе на руководящие должности. Это нужно как в плане опыта, практики для последующей работы дома, так и для текущей помощи в решении региональных вопросов».
В конце концов, Валерий Иванович сказал, что встречался по этому поводу с А.Б. Чубайсом, в то время руководителем администрации Президента РФ, на которого были возложены все кадровые вопросы. С ним он принципиально договорился о направлении наших представителей в экономический и социальный блоки Правительства России. Я взял время подумать, Валерий Иванович попросил подготовить мое личное дело. Меня удивило, что он акцентировал внимание на том, чтобы были цветные фотографии, копия диплома кандидата наук и отметка об уверенном знании английского языка. Через два дня я передал необходимые документы. Валерий Иванович уезжал, как оказалось, в свою последнюю командировку. 11 августа он должен был встретиться с Чубайсом. Эта встреча не состоялась.
Валерий Иванович был региональным лидером федерального значения. Он сыграл неоценимую роль в деле создания республики. Но он был и простым человеком, который никогда никого не забывал, никогда никого не бросал, всегда думал о будущем своего народа и своего Горного Алтая. Он принял личное участие в жизни многих людей, многих поддержал, направил по правильному пути. Наверняка свои истории, связанные с Валерием Ивановичем, есть у многих моих земляков. Самый большой его талант, на мой взгляд, – умение говорить с людьми, хоть с чабаном, хоть с академиком, хоть с министром, понимать и убеждать их, увлекать за собой, делать их своими соратниками, работающими на настоящее и будущее Горного Алтая.
Это большое счастье, что в переломный период нашей истории на земле Горного Алтая жил и работал славный сын алтайского народа Валерий Иванович Чаптынов. Я хочу напомнить фразу, сказанную им в начале становления республики, повторенную затем много раз другими политиками, актуальную и сегодня: «Наша судьба теперь в наших руках. Нам нельзя впредь полностью полагаться на помощь со стороны, от центра. Нам надо сообща, рука об руку, работать на благо своей республики, широко используя при этом местные возможности и ресурсы».
А.Н. АЛЧУБАЕВ,
член Правительства Республики Алтай
в 1989 – 1997, 2000 – 2002 и 2007 – 2014 гг.