Горный Алтай — это уникальный природный комплекс, где население веками занималось разведением сельскохозяйственных животных.
До 1917 года коневодство в нашем регионе являлось наиболее важной товарной отраслью экономики, им занимались жители в основном высокогорных аймаков. Крупный рогатый скот разводили в Усть-Коксинском, частично в Усть-Канском, больше всего в Майминском, Турочакском, Шебалинском аймаках. Овцы и козы размещались в горной части Ойротии. Свиноводство было развито в местах, заселенных русскими, пчеловодство – на территории Турочакского, Майминского аймаков и в долинах Уймона.
Ведение животноводства находилось на экстенсивном уровне, животные содержались на тебеневке, практиковалась отгонная система – в течение года несколько раз меняли пастбища в зависимости от сезона и осадков.
При разбросанности жителей по долинам, логам и урочищам и смежностью Ойротской автономной области с неблагополучной по всем эпизоотиям Монголией создавалась постоянная угроза заноса инфекции. Наличие в самой области заразных заболеваний животных делали работу ветеринарного персонала очень значимой.
Обширность территории, обслуживаемой ветеринарными работниками (от 75 до 150 км в радиусе), низкий уровень жизни населения, малочисленность, а порой и полное отсутствие ветеринарного персонала еще больше ухудшали состояние дел в животноводстве и в целом ветеринарного благополучия.
По данным о подготовке ветеринарных кадров, из четырех ветфельдшерских школ в России три находились в Сибири — в Тобольске, Томске, Омске.
Первый съезд ветврачей Западной Сибири открылся в Томске 15 февраля 1899 года. Собравшиеся обсудили неотложные задачи ветеринарии, особенно обратили внимание на меры борьбы с сибирской язвой, ящуром, повальным воспалением легких крупного рогатого скота. Особенно обсуждался вопрос о ветеринарно-просветительской работе среди коренного населения, в том числе в Ойротии.
Годы Гражданской войны еще больше усугубили обстановку: распространялись острые заразные заболевания животных — сибирская язва, сап, эпизоотический лимфангоит, чесотка лошадей, оспа овец, повальное воспаление легких, бруцеллез, туберкулез крупного рогатого скота. При этом сибирской язвой и чесоткой были заражены все виды животных.
Состав ветеринарного персонала в области: в 1923 – 1924 годах ветврачей — 5, фельдшеров – 3; в 1924 – 1925 годах ветврачей — 5, фельдшеров – 6; в 1925 – 1926 годах ветврачей — 4, фельдшеров – 9; в 1926 – 1927 годах ветврачей — 5, фельдшеров – 11; в 1927 – 1928 годах ветврачей — 4, фельдшеров – 9.
До 1927 года было всего шесть ветпунктов, только в 1928-м их стало десять, в среднем на один ветпункт приходилось скота (всех видов): в 1923 году — 66,5 тысячи голов, в 1924 году — 88,3 тысячи, в 1925 году — 65,9 тысячи, в 1926 году — 79,4 тысячи, в 1927 году — 86,3 тысячи.
Областной аппарат ветеринарного отдела состоял из заведующего отделом и статиста.
К причинам необеспеченности ветеринарными работниками области кроме ранее упомянутых следует отнести дороговизну жизни в высокогорной части Ойротии (Кош-Агач, Улаган) и недостаточную зарплату. Приглашенным специалистам не отпускали средств, ветеринарных учреждений как таковых не было совсем или имелись приспособленные помещения.
К концу 20-х годов по штату предусматривалось десять ветврачей и шестнадцать ветфельдшеров, фактически работали пять ветврачей и три ветфельдшера, из них трое — с курсовой подготовкой. Специалисты из местного населения вообще отсутствовали. Условия работы были крайне тяжелыми: на местах советские органы на ветеринарные мероприятия почти не обращали внимания, не хватало квартир, лошадей для разъездов, не говоря об обеспеченности медикаментами, биопрепаратами, инструментами.
О положении ветеринарного дела в Ойротской области и ближайших задачах по его улучшению ветеринарный инспектор Попов в газете «Ойротский край» от 9 сентября 1925 года писал: «Постановка ветеринарного дела в Ойротской области такова, что оставляет желать много лучшего».
Животноводству области постоянно угрожал занос всевозможных заразных болезней, в том числе до чумы крупного рогатого скота из Монголии, где совершенно отсутствовал ветеринарно-санитарный надзор.
С 1930 года, когда начались массовая коллективизация, организация совхозов, укомплектование ветеринарной сети пошло быстрыми темпами. На 1 августа 1933 года в области насчитывалось одиннадцать ветеринарных участков, из них шесть ветлечебниц и четыре охранно-карантинных пункта, начали функционировать областная и две аймачные (Кош-Агач, Онгудай) ветеринарные лаборатории.
Руководителями ветеринарного отдела в первые годы советской власти были А.Ф. Мошкин, В.Т. Мухин, Н.А. Горячев. Они работали главными врачами ветеринарного отдела Ойротского областного земельного управления. Всем им досталось трудное время, особой ответственностью отличался Х.Д. Росляков, работавший с 1930 по 1945 год. Он строго требовал от своих подчиненных выполнения противоэпизоотических планов, ликвидации острых заразных заболеваний, организовал и соцсоревнования между районами, отдельными ветеринарными работниками и ветучастками.
В деле улучшения обеспеченностью ветеринарными кадрами большую роль сыграло создание в 1930 году в городе Улале животноводческого техникума.
К 1 декабря 1931 года в районах с преобладанием алтайского населения в животноводческих товариществах состояло почти 62% населения. Валовая продукция товарного животноводства равнялась 6,2 миллиона рублей против 34 тысяч рублей в 1923 году.
Во время Великой Отечественной войны большинство ветврачей и фельдшеров ушли на фронт. Оставшиеся специалисты области трудились для создания благоприятных условий развития животноводства с тем, чтобы обеспечить Красную армию и население страны продуктами животноводства.
Постановлением Совмина СССР от 27 сентября 1963 года №1020 предусматривалось улучшить ветеринарное дело в области и усилить ветеринарный контроль в стране. В 1964 году была реорганизована вся ветеринарная служба. В производственных управлениях сельского хозяйства создавались станции по борьбе с болезнями животных и птиц, которые стали методическими и организационными центрами для ветеринарных специалистов, работающих в колхозах, совхозах, ветеринарных лечебницах и пунктах.
Кроме государственной ветеринарной службы в области имелись ведомственные, в основном это были ветслужбы совхозов, колхозов, пограничный ветпункт в селе Ташанта. С 1991 года в республике действовали шесть ветпунктов, одна участковая ветлечебница, десять районных ветстанций, одна лаборатория ВСЭ, семь районных лабораторий и одна республиканская ветстанция. На тот момент в них работали 147 ветврачей и 299 ветфельдшеров.
Обеспечение Горного Алтая ветеринарными специалистами стало возможным благодаря открытию сельскохозяйственного факультета с ветеринарной кафедрой, выпускающей ежегодно с 1999 года не менее 25 ветврачей, и работе сельскохозяйственного колледжа, готовящего ежегодно не менее 40 ветеринарных фельдшеров. Они пополняют ветеринарные кадры сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств не только республики, но и соседнего Алтайского края.
Подготовлено по материалам сайта Комитета ветеринарии с Госветинспекцией РА