Четверг, 25 апреля 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
11:08, 03 мая 2012

Кто защитит учителя от ученика-“мучителя”?


В советские времена одной из самых почетных и уважаемых была профессия учителя. Непререкаемый авторитет, мудрость, порядочность, доброта являлись практически синонимами слова «педагог». А что творится сейчас? Работа в школе стала непрестижной, неблагодарной и в некотором роде даже опасной. Опасность заключается не столько и не только в физическом воздействии на учителя (хотя в современной России случаи избиения педагогов подростками имеют место быть), сколько в психологическом и моральном унижении.
Размытые нравственные ориентиры, примеры «крутого» поведения (по сути – жестокости) на экране телевизора, равнодушие, пропитавшее все слои общества, дают свои ужасные ростки в душах наших детей. Статус учителя потерял былую значимость, строгость и требовательность педагогов теперь воспринимаются как личное оскорбление, на которое должен последовать ответ. Самый легкий способ «отомстить» – обвинить учителя в жестоком обращении или сексуальных домогательствах. Конечно, факты насилия могут подтвердиться – к сожалению, среди представителей и этой важнейшей профессии встречаются «дурные семена». Но даже если ничего криминального не обнаружится, учителю от этого легче не станет: «ославленный» молвой и назойливыми журналистами, он, пожалуй, до конца жизни «не отмоется» от клейма садиста, а это значит конец карьеры, дискомфорт в общении с окружающими и т.п.
Как учителю защитить свое доброе имя? Очень важно предпринять превентивные меры. Каждый педагог знает, от кого в классе можно ожидать провокаций или других неприятностей, и именно с этими учениками ему следует вести себя предельно осторожно: не оставаться наедине, спрашивать только в присутствии других ребят или учителей, оценивать максимально объективно, не вступать в какие-либо неформальные отношения и сохранять спокойствие. Если же директору поступило заявление о жестоком обращении, которого не было, «обвиняемому» нужно требовать официального расследования происшествия, ни в коем случае не соглашаясь «замять» дело, иначе учитель окажется в двойной зависимости – от директора и от родителей и самой «жертвы», согласившихся не поднимать шума.
Если все-таки провокация удалась и учитель, что называется, сорвался, не стоит отрицать самого факта скандала с учеником, но необходимо доказать провокационный характер случившегося. Помочь в этом смогут другие школьники, ведь наверняка большая часть ребят не поддержат провокатора, а происходящее воспримут как интересный спектакль. Зачастую они даже не понимают, что учитель может серьезно пострадать от «шутки» их товарища. Поэтому педагогу нужно спокойно, без нажима и истерики рассказать детям и их родителям о возможных для него правовых последствиях провокации. С большой долей вероятности они поддержат учителя.
Еще один способ дискриминировать педагога – обвинить его в профессиональной некомпетентности. Этот вид обвинений – прерогатива исключительно родителей, которые свято верят, что обладают глубокими педагогическими знаниями, и предъявляют совершенно произвольные требования к содержанию образования и воспитательной работе учителя. Давно замечено, что наш народ любит подсказывать: врачам – как лечить, учителям – как учить, политикам – как руководить… Чтобы избежать жалоб родителей на неправильное, по их мнению, преподавание и «дурные» учебники, педагогу следует на первом же родительском собрании рассказать о своей методике и выбранных пособиях. Неплохо ознакомить мам и пап с приказами и инструкциями, касающимися оплаты труда учителей, – пусть родители знают, что большую часть работы воспитатели подрастающих поколений выполняют, как говорится, на голом энтузиазме, по доброй воле и велению совести.
Родителям не стоит забывать: как бы ни работали школы, педагоги, основы поведения, нравственных ценностей все-таки закладываются в семье. Поэтому прежде чем обвинять в некомпетентности, пристрастности и т.п. учителей, честно ответьте себе на вопрос: «А может, и я в чем-то виноват?». Ведь, как говорится, яблочко от яблони недалеко падает.

Уполномоченный по правам человека в Республике Алтай Семен Шефер.

Об авторе: Звезда Алтая


© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru