Среда, 25 апреля 2018   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Мифы и легенды Алтая
5:09, 23 марта 2014

Мифы и легенды Алтая


О шооре

Один юноша полюбил девушку из знатной семьи, но ее родители отказались отдать ее ему в жены, ибо был он низкого происхождения. Пошел он опечаленный и вдруг услышал мелодичные звуки. Они так зачаровали его, что стал юноша искать, кто издает их. Но ни одного живого существа не увидел поблизости и понял тогда, что это ветер поет на сломанной тростинке. Срезал юноша тростник и научился на нем играть. Пришел к дому своей возлюбленной, заиграл, и были все так зачарованы мелодией и звуками, что приняли его и согласились отдать за него дочь. Так юноша получил в жены любимую, а алтайский народ – инструмент шоор – флейту без отверстий.

о шооре

 

Астральная

Давно это было. Жил на Земле кровожадный человек Тильбиген. Он ничего не ел, кроме людей. Охотился за ними и ел, ел, ел их. Увидели это с высоты своей Солнце, Луна, Звезда и Небо. Небо и его светила возмутились кровожадностью Тильбигена и устроили собрание. Они стали обсуждать, как бы Тильбигена к себе забрать да укротить его людоедство. Ведь он так всех людей на Земле изведет… Собрание постановило, что Солнце пойдет на Землю за людоедом. Оно не стало перечить и пошло на Землю… Но чем ближе подходило Солнце к Земле, тем сильнее она нагревалась. А когда подошло совсем близко, все, что было на Земле, чуть не загорелось. Увидело это Солнце и быстро повернуло обратно. Так не только Тильбигена, но и Землю сгубишь, подумало Солнце. Снова собрание. Выбор пал на Звезду. Заупрямилась Звезда и говорит: «Раз уж Солнце не могло захватить Тильбигена, я и подавно. Если пойду, то свет исчезнет, а мрак закроет Землю». Собрание стало просить Небо, а оно ответило: «Что же вы думаете? Ведь на мне все звезды держатся, мы указываем путь людям». Обратились к Луне, Луна согласилась и пошла на Землю. Подплыла Луна к Земле, но Тильбигена не смогла захватить, так как она была больше Земли, и повернула обратно. Луна сжалась и вновь отправилась на Землю, чтобы захватить кровожадного Тильбигена и наказать его. В это время Тильбиген пошел с коромыслом за водой. Увидел, что Луна пытается его схватить, хотел было бежать, да некуда. Видит: растет большой тополь. Ухватился Тильбиген за него. А Луна как рванула, так вместе с тополем и утащила людоеда, с ведрами и коромыслом. Испуганный людоед долго кричал, но Луна уносила его на Небо. Алтайцы, видя на Луне темные пятна, говорят, что это Тильбиген с тополем, коромыслом и ведрами. А еще говорят, что народившийся Месяц ест Тильбигена, а когда убывает, тогда Тильбиген ест Месяц. Так и питаются они друг другом.

 

О сотворении земли и человека

Землю, на которой мы живем, алтайцы называют Чын дьерь – Действительная земля. Под этой, последней, есть другая земля, где царствует вечный мрак. Эта область – Алтынгы орён (Нижний мир), или Алые jерь (Дальняя земля). Действительная земля в настоящее время переживает второй период своего существования. Начало второго периода алтайцы относят к Потопу – Дядык, о котором рассказывают так. Вестником наступления Потопа был Синий козел с желтыми рогами. Семь дней бегал он вокруг Земли и неистово блеял. Семь дней было землетрясение. Семь дней горели горы. Семь дней шел дождь. Семь дней шел град с бурей. Семь дней шел снег. После этого наступили сильные морозы. О наступлении Потопа знали семь братьев-праведников. Из них старшим был Эрлик, а другим – Ульгень. Ульгень был одарен способностями и назывался помчы – книжник. Братья выстроили кёрёп – корабль (алтайцы говорят, что кёрёп, плот, до настоящего времени сохранился на высокой горе Дял-Мёнкю; другие говорят – на горе Ыдык близ Кош-Агача), на который взяли с собой животных, птиц и пресмыкающихся по одной паре. Когда кончился Потоп, Ульгень выпустил петуха, но тот погиб от мороза. Во второй раз выпустил гуся. Гусь не вернулся в кёрёп. В третий раз Ульгень выпустил ворона. Ворон тоже не воротился назад, потому что нашел трупы и стал ими питаться… Семь братьев-праведников вышли из корабля. Ульгень с помощью Ном – Книги мудрости – стал творить человека. Положил синий цветок-ветренник (кёк чечек) в золотую чашку. Старший брат Эрлик похитил у него часть цветка и тоже сотворил человека. Разгневался Ульгень на брата и проклял его творение, сказав: «Пусть будет сотворенный тобою народ черный и опоясан черным ремнем. Мой белый народ пойдет на восход солнца, а твой черный народ – на запад». Черный народ покрыл круг (бубен) кожей и первым стал камлать. По другой версии, Ульгень создал человеческие тела и послал ворона к Кудаю – Высшему Божеству – просить души для своего творения. Ворон полетел на небо. Кудай дал ворону души. Ворон зажал их в клюве и полетел обратно. Путь был дальний, ворон почувствовал голод. Пролетая над землей, увидел труп верблюда, но пролетел мимо него… Совсем было стал уже забывать о голоде, но вдруг встретился ему труп лошади, он пролетел и мимо него, однако почувствовал, что силы его оставляют. Летит ворон дальше, напрягая свои ослабевшие крылья, и на пути встречает третий труп: лежит корова, а голубые ее глаза манят к себе. Тут ворон потерял самообладание и от восторга крикнул: «Ах, какие глаза!» Души из клюва выпали и рассыпались, упав на хвойные леса: сосны, кедры, ели, пихты и можжевельник. От этого деревья эти стали зеленеть зиму и лето. В то время, когда ворон летал на небо, Эрлик ночью выходил из своего подземелья. Он увидел на земле новый дворец и тихо подкрался к нему. Там лежали тела людей, которые создал Ульгень. Опасаясь Эрлика, Ульгень поставил сторожить у дверей дворца собаку. Собаки раньше не имели шерсти и были голые, как человек. Эрлик говорит собаке: «Пусти меня во дворец, дам тебе за это старую шубу, и ты не будешь мерзнуть. Дам тебе пищу, от которой не будешь чувствовать голода целый месяц». Соблазнилась собака и пустила Эрлика во дворец. «Все это будет моим достоянием», – сказал Эрлик, вдунул в тела свою душу, и те ожили. Тут были дети, юноши, девицы, мужчины, женщины и старики. Так на земле появились люди. Эрлик имел ружье, которое заряжалось бездымным порохом. Каждую ночь выходил он на землю и убивал людей, а души их забирал себе. При этом красавиц делал поварихами, а юношей – стремянными. Ульгень стал замечать, что из его дворца убывает народ. Тогда он незаметно всыпал в пороховницу Эрлика другой порох. Эрлик ночью выстрелил из ружья. Раздался оглушительный гул. Эрлик испугался, бросил ружье, а сам ринулся в подземную пропасть. С тех пор не стал сам выходить на землю, а отправляет за душами своих посланников. Когда-то Эрлик ездил на белом коне, но отдал его Высшему Божеству за душу богатыря. Но Высшее Божество обмануло его и вместо души дало ему черного быка, велев садиться на быка лицом назад и погонять вместо плети луновидным топором. На этом основании алтайцы приносят в жертву не лошадь, а быка или корову черной масти.

 

О водопаде Камышла

В очень давние времена племена, населявшие Алтай, часто воевали друг с другом из-за скота и пастбищ. У одного из предводителей племени была очень красивая дочь. Звали ее Ла. Чтобы её красоту никто не видел, он построил для неё отдельную юрту, поставил стражу и приказал не смотреть в сторону юрты, дабы не потеряли люди зрение от красоты его дочери.

Верным слугой у предводителя был богатырь по имени Камыш. Он везде и всюду был с хозяином в походах. Пришло время, когда он из-за своих ран не мог его сопровождать.

Предводитель оставил Камыша охранять свою дочь, предупредив его, чтобы он тоже не смотрел в сторону юрты, не зная о том, что Камыш тайно встречается с девушкой и что они давно любят друг друга. Вернувшись из очередного похода, предводитель застал в объятиях богатыря свою дочь. В гневе приказал он сбросить Камыша с высокой скалы. Девушка, узнав об этом, проплакала всю ночь, а утром бросилась вниз со скалы.

о водопаде камышла

Через некоторое время здесь образовался водопад, и люди назвали его именами двух влюбленных – Камыш-Ла. Водопад состоит из двух каскадов. Нижний – широкий, мощный, изрезанный скалами – это Камыш. Верхний – стройный, высокий – красавица Ла. Ну а отец девушки с горя умер и был похоронен на вершине горы, с которой кинулась вниз Ла. Не верите – проверьте.

 

 

Алтай

Однажды Бог решил создать на земле Золотой Край – обитель мира и счастья. Он призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее место. Где сойдутся их пути, там и быть Золотому Краю. Долго скакал по земле Олень. Высоко поднимался в небо Сокол. Глубоко уходил корнями в землю Кедр. И наконец встретились они в горной стране, где всем троим было хорошо и вольно. Там и возник Золотой Край, название которого – Алтай, что в переводе означает «золото»

 

О Катунских воротах

В одной живописной долине Алтая в давние времена правил хан Бешпек. Была у него дочь Катунь – печальная юная красавица. Она всегда пела одну и ту же песню о девушке и одиночестве. А закончив пение, подходила к скале и прикасалась к холодным камням рукой. Скала раздвигалась, образовывая вход в пещеру. Катунь заходила туда. Там, в глубине пещеры, стояли, образуя крест, четыре сундука. В одном хранились золотые монеты, в другом – серебряные, в третьем – радость, в четвертом – счастье. Катунь открывала сундуки поочередно и набирала всего понемногу.

о катунских воротах

А в это время к входу в пещеры приходил верблюд. Он жил в пещере рядом с той, в которой были спрятаны сундуки. Катунь грузила четыре мешка на верблюда и это богатство раздавала бедным. Как только она отдавала последнюю монету, улыбка радости озаряла печальное лицо красавицы. Делала это Катунь на рождение каждой новой луны. Узнал об этом злой дух Алмыс и не захотел мириться с добром. Он решил расправиться с Катунью. Однажды в очередное рождение Луны он затаился за скалой, ожидая, когда закончит песню Катунь. Девушка закончила пение и уже подняла руку, чтобы прикоснуться к скале, но на мгновение замерла. На нее с восхищением и любовью смотрел подъехавший всадник, молодой и красивый богатырь Чемал. В этот миг злой дух Алмыс обрушил скалу и навсегда засыпал вход в пещеру, где стояли ящики. Катунь вскрикнула от обиды, и горькие слезы потоком хлынули из глаз красавицы. Алмыс, торжествуя победу, крикнул: «Если сумеешь до первой утренней зари откопать свои ящики, твоя взяла, ты победила…» Бросился Чемал ворочать камни, чтобы помочь возлюбленной. Всю ночь трудился. Разрыл обе пещеры, превратив их в две горы, но четыре ящика и верблюд исчезли бесследно. Вот уже и первый луч утренней зари скользнул по горным вершинам… Обнял тогда Чемал прекрасную Катунь, пытаясь утешить. Пуще прежнего забилась в рыданиях юная красавица, а злой Алмыс закончил свое черное дело. Он швырнул в молодых людей горсть заколдованного песка. Катунь обернулась рекой, а Чемал застыл скалистыми утесами – «воротами». Бурными потоками прорывается в этом месте через узкий проход между скалами Катунь. Это Чемал держит ее в объятиях. Две высокие горы – Верблюд и Крестовая – «смотрят» на них. Старый хан Бешпек от горя превратился в гору. Она со временем разрушилась и заросла лесом.

У самой подошвы Бешпека, на живописном пологом склоне, находится известный во всей России Чемальский санаторий. Он славен особенными бальнеологическими условиями: сухим теплым воздухом, обусловленным «фенами», круглый год дующими по течению реки Катунь, а также воздухом, настоянным на фитоцидных выделениях соснового леса, покрывающего склоны Бешпека.

Подготовила Маргарита Аргокова.

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru