Пятница, 19 апреля 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Подвиг Павла Коршунова  и бойцов роты спецназначения
6:48, 09 апреля 2015

Подвиг Павла Коршунова и бойцов роты спецназначения


Ночной десант
С тяжелыми кровопролитными боями продвигалась Советская армия по родной земле, изгоняя и уничтожая ненавистных гитлеровских захватчиков. Осенью 1943 года помощник командира взвода 931-го стрелкового полка старший сержант Павел Коршунов с бойцами в составе Первой Танковой армии генерала Катукова подошли к великому Днепру.

Противоположный берег за широкой могучей рекой фашисты превратили в неприступный бастион. Вдоль всей линии береговой обороны и за ней – дублирующей, с минными полями, огневыми фортификационными укреплениями, — ряды колючей проволоки, многочисленные ходы сообщений, доты, дзоты и большое количество артиллерии разного калибра, бронетехники, живой силы. Педантичные немецкие стратеги основательно, расчетливо подготовились к обороне на нашем главном направлении. Враг надеялся любой ценой удержать свои позиции, обескровив советские наступательные соединения. Здесь решалась судьба фронта, формировалась новая стратегическая доктрина.
Подошедшие к Днепру наши наступающие части подвергались интенсивным обстрелам из тяжелых орудий. С воздуха непрерывно наносились массированные авиаудары, днем и ночью рвались мины, осыпая всё окрест шрапнелью… В замаскированных засадах подступы к реке охраняли профессиональные снайперы…
В такой обстановке вели прорыв наши солдаты. Много сложностей выпало на нелегкую военную долю Павла Кузьмича Коршунова и его боевых товарищей.
Командир полка, в котором воевал опытный боец старший сержант Павел Коршунов, срочно собрал на построение всех солдат. Речь его была проникновенно-пламенной:
— Наша главная миссия – освободительная. Наше высокое стремление – громить ненавистного врага на своей родной земле до победы. Но сегодня нам выпала участь быть первыми в этом сложном, рискованном наступательном направлении. Противник хорошо подготовлен, вооружен до зубов. Командованием поставлена боевая задача: форсировать Днепр, закрепиться на берегу, расширить плацдарм, удерживая и уничтожая врага, обеспечить переправу наших войск, вооружения и боевой наступательной техники. Задание нелегкое, ответственное. Приказом послать вас не могу. Нужны добровольцы, умеющие плавать…
Павел Кузьмич был отличным пловцом. Ещё в детстве мальчишкой не раз переплывал величавую сибирскую Обь. Не задумываясь старший сержант вместе с остальными товарищами сделал шаг вперед. Строй застыл, слушая важные наставления…
— Переправа будет осуществляться темной ночью во взаимодействии с артиллеристами…
Закончив боевую инструкцию, командир внимательно осмотрел всех своих солдат. Он знает этих храбрых ребят, уверен в них – не подведут в час смертельной опасности. В его словах прозвучало: «Стоять насмерть!» Он отправлял этих красивых молодых ребят, которые толком и пожить не успели, в самое пекло, к опасному рубежу. И знал: не все вернутся с задания. Что ждет их в смертельной неизвестности? Но так было надо. Другого пути нет. Требовался живой крепкий кулак. Командир сильно переживал. Не зачерствело его сердце. Не отвердела душа. Он искренне пожелал каждому воину остаться в живых и, чтобы разрядить гнетущую обстановку, подытоживая разговор, махнул в сторону Днепра рукой, призывая задорно, по суворовски: «Ну что, сынки, осилим речушку?»
С наступлением ночи с целью отвлечения гитлеровцев, прикрывая маневр десантной роты, наша тяжелая артиллерия начала наносить залповые удары по вражьим укреплениям.
Темна осенняя ночь на Украине. Под её глубоким покровом 30 сентября 1943-го на небольших плотах и лодках, взяв с собой большой запас оружия и боеприпасов, смелые бойцы осторожно, бесшумно, с помощью местных проводников начали переправу через Днепр, помня суровый наказ командира полка о чрезвычайной важности операции. И эта туманная ночь, как никогда кстати, поможет незамеченными переплыть на противоположный берег…
О чем в те минуты, напряженно вслушиваясь в ночную темень, думали бойцы-добровольцы роты истребительного десанта? Наверное, о разном. Но непременно – о доме, семье, любимой девушке и о том, как закончится эта беспощадная война, а все люди будут хорошо трудиться и жить свободно и счастливо. Каждый солдат знал, что победа будет за нами, но путь до неё для советского солдата-освободителя будет слишком долгим и трудным…
На мгновение призадумался помкомвзвода… Было тогда старшему сержанту Павлу Коршунову 25 лет. Родился он в 1918 году в городе Змеиногорске Алтайской губернии. Рано остался без родителей, с сестрой Валей воспитывался в детдоме им. Луначарского. Рос трудолюбивым, не боялся трудностей, был смышленым мальчиком. Повзрослев, по направлению детского дома на общих основаниях поступил в Томский металлургический техникум. Успешно завершив учебу, вернулся в родной город на завод в качестве мастера. В 1938-м, находясь на срочной службе в 22-м стрелковом полку Дальневосточной армии, принимал активное участие в боевых сражениях у озера Хасан. Демобилизовавшись, продолжил мирно трудиться мастером обогатительной фабрики.
С началом Великой Отечественной войны как истинный и преданный патриот своей Родины по зову сердца комсомолец Коршунов добровольцем ушел на фронт. С 1941-го по март 1942-го, в самый разгар ожесточенных сражений, в наисложнейший переломный период войны, когда решалась судьба страны, Павел Коршунов, проявляя мужество и храбрость, воевал на Западном фронте в должности командира 120-мм миномета отдельного батальона 38-й армии. Был серьезно ранен. Несколько месяцев отлежал в госпитале. Вернулся в строй – и снова на передовую. Был назначен помкомвзвода.
А сейчас у роты спецприказ! На этом, собственно, заканчивается слишком короткая биография Павла Коршунова…
Плоты, словно ладьи, сколь-
зящие по поверхности реки, уносит к вражьей стороне. Тревожно на душе… Темная украинская ночь содрогается от дуэльных артиллерийских перестрелок… Опасен с виду тихий Днепр. Безмолвна таинственная сторона, будто и нет там коварного врага. А может, он свирепым зверем затаился, подпуская ближе, держит цепкие пальцы на спусковом крючке? …Бабахнет с нашего берега орудие, сотрясая воздух, и долго в ушах стоит звук раскатистого эха… Небольшая пауза – и снова за залпом залп…

И дыбилась земля…
Когда первые плоты и лодки наконец коснулись заветной тверди и десантники по-быстрому начали довооружаться, обвешиваясь разным оружием и боеприпасами, дремлющий берег вдруг осветили сигнальные ракеты, и смертоносный шквал трассирующих автоматных и пулеметных пуль со всех сторон ударил по десантной роте. Мощный огонь береговой артиллерии врага наполнил всю округу канонадой. Заполыхала фейерверками темень, разожглась от взрывов, озаряя сражение…
Бойцы в стальных касках, вооруженные танковыми и ручными пулеметами, обвешанные барабанными дисками, гранатами и магазинами с пулеметными лентами, забитыми патронами, с противогазами на боку, под свист пуль, судорожно втягивая головы в плечи, отбежали как можно дальше от воды и, рассредоточившись по фронтовой линии, стали обстреливать позиции. Немецкие зенитные батареи наносили удары по переправе. Дыбилась и содрогалась земля, осыпая бойцов комьями и осколками. Это был сущий ад! Появились первые убитые и раненые… Солдаты, спешно окапываясь, отвечали прицельным огнем. Бомбежка нарастала, изрешеченные пулями и осколками, падали бойцы… Всё смешалось в едином бескрайнем гуле… Место высадки десанта оказалось болотистым, наспех вырытые окопы затопляло. Находясь по пояс в холодной воде, наши солдаты вели ночной бой… На рассвете фашисты пошли в атаку… Мужественно держались десантники. Меткими выстрелами и очередями Павел Коршунов и бойцы разили фашистов. За первой атакой последовала вторая, третья… Десятки гитлеровцев остались лежать на этой земле. Встретив достойный отпор, враг в злобе и отчаянии отступил, чтобы подготовить новый удар.

Выжить в огне атак
В перерывах между атаками солдаты напряженно копали зигзагообразную линию, готовя удобные сектора для обстрелов. Но вода затопляла окопы наполовину. Приходилось в крайне сложных условиях, проявляя мастерство, смекалку, готовиться к обороне… Весь состав роты знал: смертельный бой только разгорается… Солдаты копали землю и отдыхали под свист пуль. Под бомбежками передвигались ползком, и в таком напряжении – сутками…
И снова после короткого затишья – отчаянные атаки врага, сопровождаемые внезапными огневыми штурмами. Стрелковые взводы, подпуская фашистов поближе, метко выкашивали атакующие цепи злобных захватчиков, закидывали их гранатами. Многие солдаты неприятеля находили смерть у брустверов наших окопных линий…
Гитлеровцы, не считаясь с большими потерями, предприняли все попытки уничтожить советских храбрецов. И всякий раз терпели поражение. Казалось, кровавой мясорубке не будет конца. Жребий брошен. Роту пытались рассечь, прижать к реке, быстро ликвидировать. Щеголеватые фашистские офицеры, предвидя катастрофу, в гневе и раздражении требовали от своих вояк немедленного её разгрома и захвата. На штабных картах немецкого командования перекраивались и путались все важные секретные планы. В непрекращающихся сражениях за господствующий плацдарм, за каждый метр земли, политой кровью, заканчивались третьи сутки. Место боев потонуло в разрывах, дрожала под ногами земля. Запах жженого пороха, едкий удушающий дым и гарь заполнили окрестность. Ежедневно по 8 – 9 кровавых атак отбивали советские воины. Рота понесла большие потери, бойцы стояли насмерть плечом к плечу. Раненые, стиснув зубы, держались из последних сил, пока могли стрелять во врага, вести гранатные бои… Тяжелораненых перевязывали и уносили в места посуше. Никто не хотел умирать. Каждый надеялся на чудо. Но война безжалостна… Бойцы выполняли свой воинский долг. Груды фашистских тел устилали место сражения от наших окопов и по всей линии ведения огня. Связь с полком прервалась более суток назад. Мина прямым попаданием угодила в рацию и разнесла её. Радист погиб. А полк был подготовлен к переправе через Днепр, командир ждал сигнала.
Близился вечер. Офицеры и солдаты вермахта не смогли одолеть горстку наших отважных бойцов. Для нескольких сотен гитлеровцев бой за маленький клочок советской земли на берегу великого Днепра благодаря несгибаемому упорству и доблести русских солдат стал последним в их жизни.
В том огненном аду полегли смертью храбрых более семидесяти советских солдат. Все они – истинные герои. Вечная им память!
Бойцы стрелковой роты, воюя в наитруднейших условиях, до конца верили в Победу, и эта вера давала бесстрашие перед лицом неминуемой смерти. Как подобает славным героям, они мужественно принимали смерть. И пусть многие из них не получили заслуженных наград, не напрасно пролита их кровь. Они отдали за свое родное Отечество самое дорогое – свои жизни.

война

Владислав Параев

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru