Суббота, 16 декабря 2017   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Туризм – возможность увидеть очарование Алтая
6:59, 24 сентября 2014

Туризм – возможность увидеть очарование Алтая


Туризм является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Алтай. Данное положение закреплено в ряде документов стратегического планирования Республики Алтай, Сибирского федерального округа.
В преддверии профессионального праздника мы побеседовали с министром туризма
и предпринимательства Е.В. ЛАРИНЫМ о том, как идет развитие отрасли, каким выдался сезон-2014, какие направления наиболее приоритетны, и о многом другом.

Ларин Евгений Владимирович

– Евгений Владимирович, что представляет собой туристическая отрасль республики сегодня?

– Сегодня республика демонстрирует гостям сложившуюся и в то же время динамично развивающуюся туристскую инфраструктуру. Более 240 турбаз и гостиниц, порядка 500 частных домовладений единовременно предоставляют туристам 17 тысяч мест размещения в самом широком ценовом диапазоне. Любители активного туризма могут выбирать любой из 350 плановых многодневных и экскурсионных туристических маршрутов, включающих водные, пешие, конные участки. При организации походов эксплуатируется флотилия из 700 моторных и вёсельных маломерных судов, специально обученные лошади. Впечатления от автомобильных путешествий по Республике Алтай не оставили равнодушной аудиторию Интернет-портала National Geographic, и в результате независимого голосования Чуйский тракт включен в пятерку красивейших дорог мира. По направлению развития индустрии активного туризма республика является одним из лидеров, если не лидером, в России. Демонстрацией тому являются премии экспертного сообщества и, что более отрадно, премии, присуждаемые на основе независимых опросов туристов. Если говорить об экономических показателях, принятых федеральными органами управления отраслью и характеризующих развитие туризма в регионах, то в целом в оказании туристических услуг участвуют более 700 хозяйствующих субъектов, объем реализованного турпродукта с 2010 года увеличился в 1,5 раза и составил в 2013 году 2,6 млрд. рублей. Ежегодный объем внебюджетных инвестиций в отрасль составляет порядка 1 млрд. рублей. В 2013 году объем налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет и обязательные отчисления составили 217 млн. рублей. В течение турсезона занято более 6000 работающих, на постоянной основе в отрасли трудятся 4200 человек.

– Небывалый паводок текущего года не мог не отразиться на деятельности турпредприятий. Как это сказалось на ходе турсезона в целом?

– В результате паводка в той или иной степени были повреждены 72 туробъекта, общие затраты на восстановительные работы составили 92 млн. рублей.
Однако уже к 10 июня 90% турбаз и гостиниц было готово к приему туристов. Те 20% снижения турпотока в июне явились следствием не самого паводка как ЧС, а информационного поля вокруг него, которое имело место в печатных и электронных СМИ. Стоило немалых усилий переломить ситуацию и донести до широкого туристского сообщества информацию о безопасности и наличии всех условий для благоприятного отдыха в республике. Уже в июле мы «отыграли» ситуацию, и на конец августа турпоток составил более 800 тысяч посещений, что на 19% больше показателей дождливого лета 2013 года.

– Евгений Владимирович, вы упомянули о дождливом лете прошлого года. Насколько погодные условия влияют на тур-отрасль, на турпоток, как избавиться от этой зависимости?

– По результатам 2013 года турпоток снизился в сравнении с показателями 2012-го на 3% и составил 1,45 млн. посещений. Да, отрасль республики зависит от погодных условий лета, всему виной остро выраженная сезонность в деятельности турпредприятий. Строительство ряда горнолыжных комплексов с развитой инфраструктурой катания, именно катания, сервиса и комплекса дополнительных услуг, возведение оздоровительных круглогодичных комплексов позволят исправить ситуацию. Уже сейчас с вводом в эксплуатацию первой очереди ГЛК «Манжерок», увеличением предложений на рынке зимних туристических программ, появлением и развитием новых направлений туризма, таких как конгресс-туризм, приобретающий популярность во взаимосвязи с развитием транспортной логистики региона, тенденции перераспределения, увеличения доли турпотока в холодный сезон проявляются на протяжении последних трех лет. Величина турпотока не является самоцелью, важно нарастить объем реализованного турпродукта, в котором, с учетом мультипликативного эффекта на все отрасли экономики, следует максимально сконцентрировать товары, работы, услуги, производимые в республике.

– В этой связи какие задачи необходимо решить, чтобы процесс стал более динамичным?

– Необходимо максимально использовать уже имеющийся инструментарий. Я говорю об участии республики в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)». С 2013-го мы участвуем в этой программе. 22 августа в Пскове под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец прошло всероссийское совещание по вопросам реализации программных мероприятий. В ходе мероприятия среди четырех субъектов, наиболее эффективно реализующих в рамках программы инвестиционные проекты, в том числе строительства объектов обеспечивающей инженерной инфраструктуры, была отмечена и Республика Алтай. В рамках ФЦП завершена реализация проекта «Строительство подъездной дороги к ГЛК «Манжерок», для этих целей республика привлекла 133,4 млн. средств федерального бюджета. Программа предполагает кластерный подход, когда на основе государственно-частного партнерства реализуются проекты строительства объектов обеспечивающей инженерной инфраструктуры за счет средств федерального и регионального бюджетов и объектов коммерческой эксплуатации за счет внебюджетных источников каждого конкретного кластера, когда разработана концепция кластера, проектно-сметная документация по каждому из предполагаемых к строительству объектов. К сожалению, на сегодня у нас нет сформированного пакета документов ни по одному кластеру, кроме ГЛК «Манжерок». Обнадеживает, что есть время, и мы занимаемся этим. Разработаны концепции создания туристско-рекреационного кластера «Алтын-Кёль – Золотое озеро», автотуристского «Семинский берег», на очереди – документация объектов инфраструктуры.

– Какие еще задачи стоят перед министерством, какими возможностями для их решения вы располагаете?

– Президент страны Владимир Владимирович Путин в рамках развития туристической отрасли дал поручение разработать общероссийскую систему туристской навигации и ориентирующей информации для туристов, включающую создание туристских информационных центров в регионах, установку дорожных указателей к объектам культурного наследия. Утверждена «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года», которая предусматривает реализацию комплекса мер, необходимых для развития приоритетных направлений туризма – внутреннего и въездного. Решение данных задач предусматривается в рамках утвержденной правительством государственной программы Республики Алтай «Развитие внутреннего и въездного туризма (2013 – 2018 годы)», включающей три подпрограммы: развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Алтай, повышение качества туристского продукта Республики Алтай, предусматривающей в том числе создание в каждом муниципальном образовании туристских информационных центров, установку дорожных указателей к объектам культурного наследия как элемента системы туристской навигации, и продвижение туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках. Объем финансирования программных мероприятий из республиканского бюджета в текущем году составил 7 млн. рублей. Штатная численность сотрудников отдела развития туризма министерства составляет пять специалистов.
В ходе предвыборной кампании от оппозиционных кандидатов приходилось слышать о 160 млн. бюджетных рублей, в которые обходится содержание министерства. Хочу их успокоить: на содержание аппарата, включая такое объемное направление, как развитие предпринимательства, мы тратим в 10 раз меньше. Мы в этом плане в разы скромнее наших основных партнеров, активно позиционирующих себя как туристические центры страны, однако не все измеряется финансовыми возможностями.
Мы поддерживаем сложившийся имидж республики как одного из лидеров в развитии туризма Российской Федерации и говорим всем: добро пожаловать!

 

Об авторе: Звезда Алтая


© 2017 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru