Воскресенье, 22 декабря 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
7:56, 15 января 2013

Айана Шинжина: «Мне нравится заниматься своим делом…»


Бесспорно то, что заслуженная артистка Российской Федерации Айана Шинжина, ныне художественный руководитель и главный балетмейстер основанного ею Государственного национального театра танца и песни «Алтам», внесла огромный вклад в развитие алтайской культуры. Об этом много говорили и писали. Можно также долго перечислять её личные заслуги. Но что мы знаем о бесконечно преданной своему делу талантливой личности как о дочери, маме и супруге? Что нам известно о родных и близких нашей яркой, блистательной звезды? Этот пробел мы попытались восполнить.

– Айана Ивановна, в большинстве случаев родители помогают выбрать будущую профессию своим детям. Благодаря кому вы стали артисткой балета?
– Танцевать я начала еще в дошкольном возрасте. Родители в этом меня поощряли. К 10 годам я знала, что непременно стану артисткой. В 18 лет получила среднее специальное образование – «артистка балета». Конечно же, без поддержки родителей это не стало бы реальностью. Возможно, они мечтали, чтобы я овладела другой профессией, но в любом случае хотели видеть меня счастливой. В этом, думаю, я их не разочаровала.
Став выпускницей балетного училища, поставила цель – поступить в ГИТИС, а после его окончания определила другую задачу – и так бесконечно иду к новой намеченной для себя цели.
– Насколько мне известно, в Киргизское государственное хореографическое училище вы уехали в 11 лет. Что было самым сложным на пути освоения профессии? Плакали, скучая по родителям?
– Велико было желание стать артисткой, а для этого нужно было получить соответствующее образование. Своим детским умом четко понимала: надо научиться самостоятельности, выработать жёсткую дисциплину, следовать требованиям учебного заведения, осваивать всё, чему обучают, постоянно думать, действовать и отсеивать ненужное. Самым сложным, наверное, было то, что находилась вдали от дома, семьи. Интернат он есть интернат – со всеми его особенностями. Хотелось материнской ласки по вечерам, отцовского тепла, но родительскую поддержку получала всегда. Раз в месяц, иногда в неделю, они звонили мне, и я с большим нетерпеньем ждала вызова на телеграф. Писали письма, их содержание вдохновляло и переносило на мгновения домой. По почте получала посылки, в которых всегда были мамино малиновое варенье, белые носочки и бельё. Я радовалась, когда видела тетрадные листочки с обведёнными ладонями и пальцами своих братьев, а также их рисунки. Порой в посылках приходили стихи, рассказы папы и других алтайских поэтов. Иногда после отбоя девочки, с которыми училась и жила в интернате в одной комнате, плакали, скучая по дому. Я старалась их утешить. Так продолжалось до тех пор, пока мы не стали старшекурсниками. И все же когда им становилось грустно, они просили меня сыграть на фортепиано. Я не плакала, скучая по родителям, потому что считала себя взрослой, сильной. Знала: они есть и очень любят меня.
– Кто ваши родители. Чем они занимаются?
– Папа с мамой по образованию педагоги. На мой взгляд, они талантливые учителя, тактичные воспитатели, верные друзья, прекрасные люди, словом, настоящие родители. Они всегда учили нас добру, прививали любовь к красоте.
Мама Зоя (Солун) Шакаевна Шинжина рано осталась без мамы. Её воспитывал отец Шакай Малчиев. Слышала, она прекрасно танцевала, когда училась в национальной школе им. В.К. Плакаса, но по воле судьбы выбрала другую профессию. Окончив Горно-Алтайский педагогический институт, а затем Московский университет марксизма-ленинизма, работала учителем русского языка и литературы. Более 30 лет трудилась в Горно-Алтайском книжном издательстве редактором художественной литературы. Под её редакцией вышло множество печатных изданий. Маме присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РФ». В числе ее наград есть Почётная грамота Госкомитета печати России. Она ветеран труда.
Папа Иван (Таныспай) Шинжин сирота. Вырос в Детском доме. Тоже окончил Национальную школу. С детства он увлекался рисованием, горловым пением, писал стихи, рассказы. Высшее образование получил в пединституте. Был учителем алтайского языка и литературы. Практически всю трудовую биографию посвятил работе в Научно-исследовательском институте им. С.С. Суразакова. Папа автор 20 книг, в числе которых монографии, более 300 научных статей о проблемах фольклора, эпического творчества не только алтайских сказителей, но и других тюрко-монгольских народов, а также сборников героических сказаний, стихов, рассказов и повестей. С научными докладами он выступал в Швейцарии, Франции, Италии, Венгрии, Южной Корее. Папа является членом Союза писателей Российской Федерации, имеет почётные звания «Заслуженный работник культуры РФ» и «Народный кайчи Республики Алтай». Он тоже ветеран труда.
На мой взгляд, наша с моим супругом совместная творческая жизнь во многом схожа с судьбой моих родителей: поженившись, они работали вместе в одной школе, а мы – в одном коллективе. Они оба посвятили свою трудовую жизнь книжному делу. Находясь на пенсии, мои родители продолжают работать вместе уже дома: папа пишет, мама редактирует.
– Айана Ивановна, расскажите о братьях и сестрах. Что вас объединяет?
– У родителей нас трое: старший брат Мерген – отец семерых детей, а младший Эркин – троих. У меня – дочь и сын. К сожалению, сестры у меня нет, но с моей доченькой Ак-Ай, которой 21 год, у меня сложились очень теплые отношения, она для меня и дочь, и сестра, и подруга. Порой заботится обо мне, словно я её дочь. О каждом из родных и дорогих мне людей могу говорить часами, но всех нас, думаю, объединяют общие корни. Искренность родителей, их честность и доброта, воля и закалка, патриотичность и преданность, их гражданская позиция учат нас любить жизнь и принимать её во всех проявлениях: переживать и заботиться, смеяться и плакать, любить, достойно принимать удары судьбы и радоваться успехам, бороться с неприятностями и терпеливо решать проблемы, добиваться поставленных целей.
– С вашим именем связано профессиональное становление алтайской национальной хореографии. У вас это получилось само собой или вы сделали это осознанно? На что делали ставку и кто помогал?
– Родители привили мне очень полезную привычку – думать, взвешивать, оценивать, планировать и реализовывать задуманное. Педагоги таких дисциплин, как история балета, история мирового театра, история музыки, история изобразительного искусства, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, и других раскрывали мир искусства в целом. Мы, их студенты, рассматривали и анализировали этапы становления и развития танцевальных культур различных народов, стран. Было время, когда я стала задумываться о состоянии общего развития танцевального искусства в Горном Алтае. Возникли вопросы, касающиеся и нашей национальной хореографии. А когда возникают вопросы, пытаешься найти на них ответы. Поэтому моя скромная исследовательская деятельность в области изучения истоков и путей развития алтайского танца возникла не на пустом месте. В результате изученных материалов пришла к выводу: нужно создать модель алтайского сценического танца, теорию и методику его преподавания. Одновременно необходимо было развивать классический танец и другие направления хореографии. А ставку делала на развитие профессионального искусства в республике. Своими помощниками считаю всех, кто со мной сотрудничал, благодарна и тем, кто поддерживал, и тем, кто препятствовал в этом.
– Принято считать, что супруги не должны работать вместе. Быть постоянно рядом дома и на работе – настоящее испытание, которое не всем по плечу. Ваша супружеская пара доказывает обратное. Как вам это удается?
– Действительно, жить и работать вместе нелегко, хотя в своей судьбе считаю этот факт естественным. Всё зависит от того, насколько правильно расставлены приоритеты. Многое – от умения слышать друг друга, считаться с мнением, уважать амбиции партнера, принимать компромиссные решения, ну и любить, конечно.
– Как вы познакомились со своей второй половинкой, откуда он родом, и как долго вы вместе?
– Мой супруг Байрам Курдяпов родом из села Мухор-Тархата Кош-Агачского района. Он сын яковода Вячеслава Курдяпова. В пять лет Байрам остался без мамы. Воспитывала его сестра отца Татьяна Мамыевна Курдяпова – интересная творческая личность, режиссер, она основала в своём районе народный театр. Вероятно, ее влияние предопределило судьбу Байрама: он окончил Алтайский государственный институт культуры и искусства.
Познакомились мы во время подготовки к Эль Ойыну, проходившему в 1998 году в Усть-Коксинском районе. Байрам, только что окончивший вуз, стал работать в нашем коллективе. Репертуар «Алтама» в то время включал исключительно лишь мои авторские постановки. Свой первый танец Байрам ставил для пары, то есть для себя и меня. Это был танец любви – румба. Теперь наши друзья шутят: «Вы вместе с тех пор, как начали танцевать в паре».
– Когда вы почувствовали и поняли, что это ваш мужчина?
– Проявляя по отношению ко мне знаки внимания и симпатии, Байрам был искренен. Став творческими единомышленниками, что не всем нравилось, мы больше времени проводили вместе. С уважением он отнёсся к опыту моей работы. Я очень благодарна ему за то, что он не дал мне «сгореть» в одиночку в творческой рутине. Байрам – мудрый, практичный, светлой души человек. Он не раз защищал меня от нападок завистников и недоброжелателей и во всем продолжает помогать мне. Немаловажно и то обстоятельство, что он очень понравился моей дочери, она оценила его как доброго, улыбчивого и сильного мужчину. Ее мнение стало для меня решающим: я приняла предложение Байрама.
13 октября 2000 года мы официально скрепили брачные узы. Фамилию свою менять я не стала, да и Байрам не настаивал на этом, зная мотивы и поддерживая меня.
– А дома, как и на работе, вы все делаете сообща или же у вас четко разграничены обязанности? Если возникают ссоры, кто чаще первым идет на примирение?
– Практически все мы делаем вместе. «Битвы за лидерство» у нас нет. Возможно, я «не подарок», но и у Байрама не простой характер. Бывает, наши мнения расходятся, но мы всегда находим общий язык и принимаем нужное решение. Мне нравится заниматься своим делом, организацией концертов, придумывать гастрольные проекты. Байрам считает, что я слишком много времени уделяю работе, не жалея при этом ни себя ни других. К счастью, ссоримся мы очень редко, да и ссорами-то это назвать нельзя. Наши обиды мгновенно улетучиваются, как только заглянем друг другу в глаза – в душу. В воспитании детей, конечно же, мы участвуем оба. Очень рада, что дети при всей нашей занятости любят, понимают и уважают нас.
– Как и звезд российского масштаба, вас трудно представить в домашних тапочках, с чашками и кастрюлями. Вы любите готовить? Чем вы балуете домочадцев?
– Люблю, но когда есть время. Готовлю в основном борщ, куриный супчик, иногда кёчё, из вторых блюд чаще всего плов, мясо по-французски, жаркое. Байрам любит всё, что бы я ни приготовила, а мне нравится, когда готовит он. Сынишка обожает блинчики, манник и торты «Наполеон», «Медовый», «Зебра», которые я стала печь реже, лишь в праздники. В основном диета не позволяет, да и наша сладкоежка Ак-Ай сейчас в Москве.
– Она там учится или работает? Неужели балерина может позволить себе сладкое?
– Ак-Ай родилась в 1991 году, танцевать начала с раннего детства. Специальность «артистка балета» получила в Бурятском государственном хореографическом училище, немного работала в Бурятском государственном театре оперы и балета. Сейчас учится в Москве на третьем курсе  Государственной академии хореографии и является стажисткой труппы «Корона русского балета». Кроме того, помогает в качестве артистки и балетмейстера Государственному национальному театру танца и песни «Алтам». На сцене она около 13 лет. Увлекается чтением, египтологией, прекрасно вяжет, сочиняет и пишет для друзей рассказы. Что касается сладкого, то Ак-Ай, как и многие девушки, иногда балует себя, но не злоупотребляет. Ей это не вредит, так как много она работает физически, мобильна, имеет сильный характер, «выкладывается» на концертах и спектаклях «по полной».
– Сынишка у вас еще школьник…
– Сын Йангар 2001 года рождения. Учится в пятом классе школы №6. Увлекался игрой в шахматы, но после ухода его тренера занялся плаванием. Любит также кататься на коньках и посещает детскую студию «Алтама». Как большинство детей, много времени проводит за компьютером. Йангар открытый, искренний и общительный мальчик. Очень переживает за сестру и бабушку с дедушкой.
– Какой, по вашему мнению, должна быть мама? Вы справляетесь с этой ролью?
– Доброй, мудрой, внимательной, отзывчивой, требовательной, главное – нужной.
Во-первых, она должна быть рядом. Именно это обстоятельство вызывает у меня сочувствие к своей маме, потому что я уехала из дома еще ребенком. Уверена: мама сильно переживала за меня. Вместе с тем, чувствую себя виноватой перед дочерью, которая пошла по моим стопам и с десяти лет училась вдали от семьи. Наш сынишка тоже вынужден привыкать к самостоятельности, так как мы постоянно на работе, на концертах или на гастролях.
Во-вторых, мама должна быть психологом, наставником, преданным другом и опорой, то есть надежным человеком, которому ребёнок может доверять, учиться у него всему полезному, что поможет ему строить свою жизнь.
А ответ на вопрос, справляюсь ли я с ролью матери, думаю, даст время. Это зависит от того, кем станут наши дети. Какую бы профессию они ни выбрали, важно, какими станут людьми.
– Чего бы вы пожелали себе и всем жителям республики?
– Благополучия во всём! Чтобы росла и крепла наша многонациональная Россия, процветала республика. Чтобы в каждой семье царил дух созидания, любви. Всем – мира и добра!
– Спасибо большое, Айана Ивановна, за откровенную беседу. С прошедшими вас праздниками! Удачи вам и вашим родным!

Марина ТУРКУШЕВА

altai-mountains.ru

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru