Суббота, 21 декабря 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Грантовая поддержка. Интервью с министром сельского хозяйства Республики Алтай
5:45, 11 декабря 2013

Грантовая поддержка. Интервью с министром сельского хозяйства Республики Алтай


Второй год в нашем регионе министерством сельского хозяйства проводятся конкурсы на предоставление грантов. О том, как это происходит, мы беседуем с министром сельского хозяйства Республики Алтай Юрием ЗЕМИРОВЫМ.

Юрий Земиров. Министр сельского хозяйства Республики Алтай

— Юрий Семенович, расскажите о сути этих конкурсов, об основных направлениях и требованиях, которые предъявляются претендентам.

— Несколько лет подряд Правительство Республики Алтай постоянно обращалось в федеральный Минсельхоз с просьбой создать условия для развития бизнеса начинающих молодых фермеров. Эти вопросы были озвучены главой региона, председателем правительства А.В. Бердниковым в ежегодных выступлениях перед депутатами Республики Алтай. Нужно отметить: часть наших инициатив услышана федеральной властью и наши предложения нашли свое воплощение в двух федеральных программах — «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм». Эти программы уже второй год находятся под постоянным контролем Президента России В.В. Путина. Надо сказать, грантовая поддержка в агропромышленном комплексе – это совершенно новый подход к решению накопившихся проблем. С обширным списком требований, предъявляемых к претенденту, можно ознакомиться на всевозможных сайтах в Интернете. Причем ежегодно федеральный центр изменяет и дополняет эти требования, во многом ужесточая условия предоставления гранта. И его можно понять – регионов-участников программ много, везде свои местные условия, но ведь и значительные безвозвратные грантовые средства – это государственные деньги, контроль за использованием которых очень строгий и многоступенчатый.

По направлению «Поддержка начинающих фермеров» основное требование – наличие (желательно оформленных в Госреестре) земель сельхозназначения и отсутствие участия в коммерческих предприятиях в качестве учредителя последние три года или занятия другим бизнесом в качестве индивидуального предпринимателя. Начинающий фермер должен быть действительно начинающим – глава крестьянского хозяйства должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя — главы КФХ не ранее чем 24 месяца назад. Ну и после осуществления экспертизы пакета документов претендент должен успешно пройти собеседование и на условиях софинансирования иметь 10 процентов своих собственных средств от объема предоставляемого гранта. Добавлю, что спектр направлений, по которым может начинать свое дело фермер, очень широк: от покупки земли, техники, скота до прокладки инженерных коммуникаций, строительства, приобретения или реконструкции различных животноводческих объектов. Еще одно – выделение отдельных средств на социальное обустройство (их размер, кстати, значителен – 250 тысяч рублей).

В направлении «Развитие семейных животноводческих ферм» условия несколько сложнее. Там анализируется вся предыдущая деятельность, в том числе финансово-экономическая, уже сравнительно давно (не менее одного отчетного года) работающего претендента, имеющего свой собственный производственный, экономический и налоговый опыт. Наличие оформленных земель – самое главное условие, ну и, конечно, доля собственных средств уже значительно выше – 40 процентов. Здесь не обошлось без одного досадного для наших фермерских хозяйств казуса. Дело в том, что в этом году федеральными требованиями предусмотрено предоставление грантов на поддержку развития семейных животноводческих ферм только на новое направление животноводства, прописанное в региональной программе развития агропромышленного комплекса. Все мы прекрасно знаем, что почти у каждого фермера есть крупный рогатый скот, а иногда и яки, лошади и овцы. Это, так сказать, необходимый в сельской жизни «обязательный набор». Соответствующие отрасли прописаны у нас в республике как приоритетные. И найти хозяйство без скотоводства, овцеводства или коневодства достаточно сложно.

— Ближайший конкурс завершен в октябре. Как он проходил? Каковы итоги?

— Проверкой поданных соискателями пакетов конкурсной документации Республики Алтай на соответствие требованиям федеральных и республиканских нормативных документов с привлечением информационных баз других министерств и ведомств занималась экспертная комиссия министерства сельского хозяйства.

Непосредственно конкурс по определению победителей и размеров предоставляемой грантовой поддержки проводится межведомственной конкурсной комиссией, в состав которой входят представители общественных организаций, депутаты, руководители крупнейших кредитных учреждений, хозяйств, представители Минсельхоза республики, причем федеральными правилами ограничено количество госчиновников, имеющих право входить в состав комиссии, – не более 40 процентов. Состав межведомственной комиссии утвержден распоряжением правительства республики.

Комиссия провела два конкурсных заседания для определения участников государственной грантовой поддержки.

В рамках «Развития семейных животноводческих ферм Республики Алтай» общий объем направляемых средств составил 44059,1 тыс. рублей (в том числе 18536 тыс. рублей — средства федерального бюджета, 8000 тыс. рублей — республиканского, 17690,7 тыс. рублей — собственные средства участников программы).

Всего было зарегистрировано 48 комплектов конкурсных документов, из них на этапе регистрации отказано восьми участникам, таким образом, на экспертизу поступило 40 пакетов. Финалистами признаны 16 соискателей. Средний размер гранта составил 2650 тыс. рублей.

По «Поддержке начинающих фермеров Республики Алтай» общий объем направляемых средств составил 30745,6 тыс. рублей (в том числе 22871 тыс. рублей — из федерального бюджета, 4800 тыс. рублей — средства республиканского бюджета, 3074,6 тыс. рублей — собственные средства участников программы).

Всего зарегистрировано 185 дел, победителями признаны 22 претендента. Средний размер гранта составил 1220 тыс. рублей.

Информация о предоставленных грантах опубликована на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Республики Алтай.

— Какова роль муниципальных образований и администраций сельских поселений в отборе участников программы?

— Основной принцип проведения грантового конкурса – открытость и общедоступность. В конкурсной документации прошлого года среди обязательных документов, представляемых претендентом-соискателем грантовой поддержки, предусматривалось наличие рекомендательного письма администрации муниципального образования о целесообразности (нецелесообразности) предоставления гранта тому или иному соискателю. Считалось, что на местах виднее перспективность того или иного начинания, да и людей знают намного лучше. Кроме этого все бизнес-проекты должны быть увязаны с перспективной программой развития сельского хозяйства не только в регионе, но и в муниципальном образовании. Но, как водится, от недовольных претендентов пошли жалобы, и надзорными органами прокуратуры было внесено представление об исключении рекомендательного письма из списка обязательных документов.

Наша позиция в вопросе об участии муниципальных образований в отборе кандидатов на предоставление грантов сейчас формируется. Мы уверены в том, что проверить всех претендентов на предмет серьезности и реальности их намерений нашему министерству не под силу чисто физически ввиду сжатых сроков проведения экспертиз и принятия конкурсных решений. Несомненно, роль муниципальных образований должна быть повышена.

— Многие наши читатели хотят узнать: с какими основными ошибками и трудностями сталкивались претенденты при прохождении конкурсов?

— О некоторых трудностях я уже сказал. В каких-то ошибках нельзя упрекать только претендентов, но есть и типичные, постоянно повторяющиеся вопросы. Я не сгущаю краски, анализ представленной конкурсной документации и наличие уже двухлетнего опыта экспертиз документов показывают, что претенденты допускают типичные ошибки и недочеты.

Практически все они не знакомы с требованиями, которые предъявляются как к самому индивидуальному предпринимателю – главе крестьянского хозяйства, так и к оформлению документов.

Претендент должен иметь соответствующий юридический статус: быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя — главы крестьянского хозяйства, открыть в банковском учреждении расчетный счет, иметь печать.

У претендента должны быть необходимые собственные средства (для начинающих фермеров -10%, для семейных ферм – 40%) для софинансирования приобретений и мероприятий по гранту.

Пользуясь услугами различного рода сторонних «специалистов» и тратя значительные суммы на подготовку бизнес-планов и всего пакета документов, претенденты не вникают в смысл написанных бизнес-планов. Как впоследствии выясняется, их знакомство с конкурсным пакетом документов зачастую ограничивается проставлением собственных подписей и печатей.

Вопросы о наличии земельных участков для ведения крестьянского хозяйства занимают значительное место в экспертизе и отсеве документов. Земли сельскохозяйственного назначения должны быть, как я уже сказал, официально оформлены (в собственность или в долгосрочную аренду) и зарегистрированы в органах Госреестра. Аналогично нужно соотносить (в бизнес-плане) количество земли и нагрузку на эти участки имеющегося скота и в перспективе планового роста поголовья и увязки с зоотехническими и экологическими нормами.

При планировании в крестьянском хозяйстве строительства за счет средств гранта необходимо учитывать наличие земельного участка, получить разрешение муниципального образования на строительство, приложить проект сметы расходов, а также договоры о намерениях на подрядные работы.

При рассмотрении договоров о приобретении скота эксперты постоянно сталкиваются с тем, что у продавца этого скота, по его же статистическим отчетам, нет такого количества животных, которых он предполагает продать потенциальному получателю гранта.

Основные недостатки относятся к формированию общей стратегии планирования, изложенной в представленных бизнес-планах. В абсолютном большинстве проектов предусматривается приобретение техники, скота, но для каких конкретно целей – не сказано. Обычно бизнес-проект рассчитывается на пять — шесть лет и помимо показателей экономического характера должен включать в себя технологии, которые собирается применять претендент. С экономической точки зрения ошибки состоят в неправильном планировании доходной части, в привлечении непрофильных видов доходов в расчет рентабельности. Численность персонала и фонд заработной платы рассчитываются посезонно, что противоречит основным условиям участия в программе государственной грантовой поддержки. Не просчитывается налоговая нагрузка на главу и членов крестьянского хозяйства.

К сожалению, многие претенденты не уясняют для себя, что получение государственного гранта ведет за собой значительную ответственность за достоверность поданных документов, обязательную периодическую отчетность и наличие проверок надзорных органов, а также обязательное создание рабочих мест и уплату соответствующих налогов. Ведь невыполнение хотя бы одного требования влечет за собой возвращение в бюджет всей суммы гранта.

— Какова перспектива для тех, кто имеет желание участвовать в таких конкурсах в будущем? Какие приоритеты планирует расставить Минсельхоз при отборе претендентов в наступающем году?

— Я думаю, что при реальной оценке своих сил и возможностей участвовать в конкурсах на предоставление грантов можно многим. Требования постоянно меняются. Мы стараемся отстаивать наши приоритеты, наши особенности в развитии фермерского движения в Республике Алтай на федеральном уровне. Главное – четко и объективно соотносить желаемое и возможное. Не нужно считать, что государство в очередной раз раздает деньги, не спрашивая за их эффективное использование и за отдачу в виде роста производства в будущем.

— Как отразится реализация государственной грантовой поддержки на общей ситуации а агропромышленном комплексе республики?

— Грантовая поддержка должна рассматриваться как одна из мер стимулирования развития этого сектора агропромышленного комплекса. Не секрет, что сегодня в нашем регионе более тысячи семисот зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств и что они вместе с 56 тысячами личных подсобных хозяйств дают львиную долю валового производства мяса и молока, 20 — 30 или даже 50 грантов ситуацию не очень-то и активизируют. Тут нужно думать о комплексе мер, о долгосрочной программе развития и взаимодействия государства и мелкого и среднего сельхозтоваропроизводителя, а грантовая поддержка, в особенности начинающих фермеров, должна быть в большинстве ориентирована на молодежь, что будет выглядеть органичнее и даст хороший результат в будущем.

Беседовала Анна Медведева.

 

Об авторе: Звезда Алтая


© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru