Воскресенье, 22 декабря 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Алтайская реалистическая эпика
4:33, 20 июля 2015

Алтайская реалистическая эпика


Продолжение. Начало в №№124 — 127, 132 — 133.

Среди разновидностей жанра выделяется историческая поэма. В этом ряду нельзя не отметить большое полотно Аржана Адарова – поэму «Тонйукук» (1970 — 1971 гг.) о советнике древнетюркских каганов, по имени которого она и названа. В исторической литературе подчеркивается роль этого мудрого человека.
А. Адаров набрасывает правдивую панораму жизни древних народов на огромных просторах степей. Перед читателями разворачивается картина взаимоотношений кочевых народов и Древнего Китая: их столкновения, втягивание соседей в эту борьбу, что в конечном итоге привело к гибели две древнетюркские государственности – два тюркских каганата.
Автор рисует грандиозную картину предательств, борьбы каганов за власть, в то время как простые люди, представители разных народов, не испытывают друг к другу никакой вражды. В этом смысле показательна глава «В Гоби-Алтае», в которой, сидя у костра, уйгур, басмал и старый тюрк пьют чай, ведя разговор о нравах властителей.
В ряду поэм, в которых поднимаются и решаются проблемы народных судеб, выделяется «Туба» Л. Кокышева, одно из лучших произведений в алтайской литературе, воссоздающее картину становления и утверждения советской власти в Горном Алтае, на фоне которой протекает судьба главного героя поэмы – Тубы.
Исследовательница поэмного жанра С. Коваленко среди других жанровых разновидностей поэмы выделяет прозопоэзию, ссылаясь на известное высказывание Э. Межелайтиса о текучести литературных канонов и форм.
УкачинВ алтайской литературе есть прозопоэтическая поэма Б. Укачина «Одинокий домик среди белых снегов» с подзаголовком «поэма-хроника», сосредоточившая в себе весь мировоззренческо-нравственный кодекс алтайца. Дом, очаг – центр микро- и макрокосма последнего. Дом Димана Эзенова и его жены Чачак, находящийся как бы вдали от всего мира, не обходят стороной мировые процессы. Главное богатство этой семьи – двенадцать детей. Старший Эндрей – хороший колхозный табунщик, отец четверых детей; Азулай – офицер, дочь Эмиль – артистка областной эстрадной бригады, Эрке – электромонтер, сын Толя – студент сельхозинститута, дочь Пионер Димановна – учительница. Сложной оказалась судьба сына Айаспая, ставшая родительской болью и раной: он в заключении на Колыме – в пьяной драке из-за ревности поднял руку на друга. Отец ездит к нему каждое лето, лечит его душу. Большой радостью для родителей стало письмо Айаспая: «Жить хочу я, отец, я ведь молод еще… Стать хочу человеком».
Сюжет поэмы выстроен авторским повествованием, рассказами героев, дневниками Димана, написанными прозой, письмами – из этих частей ассоциативно складывается микромир дома Эзеновых, судьба их большой семьи. Мировоззренческо-нравственное кредо героев поэмы этнично: представления о счастье (в детях и внуках), нравственных качествах (верность долгу, большой и малой родине), характере, быте и т.д. Как и всех людей мира, Димана, бывшего участника Великой Отечественной войны, честно воевавшего на фронте, тревожит ситуация в мире (возможные последствия гонки вооружений, испытаний ядерной и водородной бомб).
Все структурные части поэмы совокупно воссоздают образы простых людей, живущих по извечным законам и традициям алтайского народа. Вот образ-характер матери детей – Чачак:
Чтобы голым не ходить,
Чтобы глупых не смешить,
Я из кожи в пол-ладошки,
Я из ситца в пол-аршина
Каждому из вас одежки
Как – сама не знаю – шила.
Чтобы с голоду не выть,
Дураков не веселить,
Я по ложке собирала
Молоко на черный день,
Со слезами собирала
Я по зернышку ячмень.
О ночах моих без сна
Знают звезды и луна,
Что на жизненном пути
Мне пришлось перенести –
Не известно никому,
Только сердцу моему.
Нравственный облик Чачак ещё более четко выявляется из её наставлений-поучений детям через народные присловья, максимы, песни старины.
Глава семьи – типичный алтаец, живущий по законам и традициям родного народа, патриот родины, во всем руководствующийся народными принципами людского общежития. И склад мышления его тоже традиционный. Разговор он начинает, как принято, сообщением о своей родословной:
Как звать-величать?
Диман.
Я – из рода майман.
Хозяйку зовут
Чачак,
Она из рода кыпчак…
На фронтах Великой Отечественной войны он, так же как и другие, бьется с врагом. В плену на вопрос обера: «Не хочет ли сибирский дикарь жить в Берлине?» – отвечает: «Однако поживу в Берлине после нашей победы!» Он горюет о тех, кто погиб рядом с ним, о своих односельчанах, не вернувшихся с войны:
Я с годами чаще слышу:
Раздается под землей
Стук сердец ребят погибших,
Ставших прахом и золой.
Родине служили свято
Силой мужества, любви.
Не исполнили ребята
Лишь один приказ:
«Живи!»
Поэма «Одинокий домик среди белых снегов» – цельная мирокартина алтайского социума, воссоздающая его мировоззренческие, нравственные принципы, ценностные ориентиры и национальное своеобразие.

Раиса ПАЛКИНА,
литературовед, кандидат филологических наук

Продолжение следует.

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru