Воскресенье, 22 декабря 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Человек с поющим сердцем
3:15, 27 апреля 2014

Человек с поющим сердцем


В гостях у редакции побывал художественный руководитель двух самодеятельных коллективов, ансамблей русской песни «Синегорье» и «Любава», заслуженный работник культуры Российской Федерации Сергей Михайлович Менохов. Этот человек работает с бесценным материалом – русской народной песней, считая этот труд своим призванием. И с этим не поспоришь, когда видишь и слышишь плоды его работы. Наш разговор с Сергеем Меноховым — о жизни, профессии и вечных ценностях.

я 1

— Сергей Михайлович, расскажите о себе: где родились, кем мечтали стать?
— Я родился в Майме в обычной трудовой семье. У меня было счастливое безоблачное советское детство – игры с мальчишками во дворе, туристические походы… Буквально с пеленок слышал песни, которые пела мне моя бабушка. Она их знала великое множество! Грустные и протяжные, простенькие и с глубоким смыслом, уже тогда они впитались в мою душу. И стали основой, фундаментом будущего творчества.
Желание связать свою жизнь с песней как профессией у меня появилось уже к окончанию школы. Сначала я мечтал стать математиком или физиком, но судьба распорядилась по-другому. Буквально в конце десятого класса я безумно увлекся рок-музыкой. Моими кумирами стали «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Пинк Флойд», с неменьшим удовольствием слушал наши ансамбли «Песняры» и «Лейся, песня!». Моей заветной мечтой стало получить музыкальное образование, чтобы в дальнейшем вернуться домой и создать свой «крутой» вокально-инструментальный ансамбль, потому я и поехал поступать в Барнаульское музыкальное училище.

— Почему вы поступили именно на отделение народного пения?
— В училище после прослушивания педагоги сразу увидели во мне ярко выраженного «народника» и отправили меня на отделение «народный хор».
Признаюсь, на первых порах мне было безразлично, где учиться, на народном или академическом отделении, только проучившись три года из четырех я начал относиться всерьез к тому, чем занимаюсь.

— Можете вспомнить, когда начали профессионально работать с народными коллективами?
— После третьего курса меня пригласили на работу хормейстером народного ансамбля песни и танца завода «Трансмаш», которым руководил в то время корифей хорового творчества заслуженный работник культуры России Михаил Нестерович Княжнин. Хор был славен тем, что он один из немногих в крае ездил выступать в Москву, в те времена это был серьезный показатель. Став моим первым профессиональным наставником, «маэстро Князь», как его с уважением за глаза называли все участники коллектива, буквально через год передал мне этот коллектив, а сам ушел на заслуженный отдых. С тех пор и до настоящего времени я работаю с народными хорами и ансамблями.

— Но это не единственная «барнаульская» страница вашей творческой биографии…
— Одна из серьезных вех в моей профессиональной деятельности — работа с народным коллективом ансамблем песни и танца барнаульского завода «Кристалл». Он был создан мною, и с ним у меня связаны яркие, светлые воспоминания, весёлая, насыщенная, плодотворная жизнь. Мы много ездили и выступали, побывали на гастролях даже в Греции.

— Давайте переключимся на вашу личную жизнь, тем более что она неотделима от профессиональной, ведь ваша супруга тоже занимается народным вокалом. Как вы нашли друг друга?
— Моя встреча с Ольгой – это, наверное, один из самых главных подарков судьбы. Она для меня не просто супруга, мать моего сына, а мой союзник, мое второе творческое «я».
Познакомились в студенчестве, она только поступила, а я выпускался. Ей было 18, мне – 21. Когда ее увидел — «стрела в сердце», сразу понял: это моя будущая жена. Видимо, это и есть любовь с первого взгляда. Она, конечно, немножко «посопротивлялась» для приличия (смеется), а в итоге мы уже 35 лет вместе.
Наше совместное «творение» — сын Михаил. По нашим стопам он не пошел, сказал, что три музыканта в семье – это уже перебор, избрал свой жизненный путь. Он кандидат наук, преподает в университете.
У меня замечательная семья, хорошая работа, я счастливый человек. А что такое счастье? Согласно ощущениям, счастье — это когда человек утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой.

я 3

— Вы с супругой музыканты. Расскажите о своей совместной работе.
— Ольга Ивановна руководит детским ансамблем русской песни «Славяночка», она заслуженный работник культуры РА. Здесь, как и в работе со взрослыми коллективами, мы трудимся в тандеме. На детских репетициях я у неё концертмейстер, на взрослых – она у меня хормейстер и преподаватель по вокалу. Сегодня я смело могу сказать, что благодаря её педагогическому таланту наши девчонки завоёвывают дипломы на фестивалях и конкурсах разного уровня, всероссийских и международных. Её выпускники нарасхват в музыкальных заведениях Барнаула и Новосибирска.

— Вы начинали свою карьеру в Барнауле. Почему вернулись в Республику Алтай?
— В Барнауле я прожил 17 лет, и вроде все там было хорошо – интересная работа, хорошая квартира, друзья и стабильный сильный коллектив, но меня постоянно тянуло на родину. Я не сомневался, что однажды вернусь. Это произошло практически спонтанно. В начале девяностых распался Советский Союз, в стране начался развал. На этом переломе я и стал задумываться о переменах в своей жизни.
Как-то, приехав погостить в Майму в родительский дом, случайно увидел объявление: «Меняем квартиру в Майме на равноценную в Барнауле». Позвонил жене. Она, как декабристка, не раздумывая поехала за мной.

— В Майме вы создали свой народный коллектив. Трудно было начинать?
— Начинать с нуля всегда сложно. Были даже сомнения: а нужно ли? Но по-другому невозможно. Профессия, тем более любимая, так просто не отпускает. Избыток эмоций, нереализованный творческий потенциал, энергия, не вынесенная на сцену, просто съедают.
Вот и организовали в Майме: я — ансамбль «Синегорье», супруга – «Кудерочки».
Конечно, на этапе становления были свои трудности. Создавалось «Синегорье» из любителей русской песни, ранее выступавших в других коллективах. Но костяк коллектива был семейным. Сказались задушевные семейные спевки, где нам всегда подпевали мой брат с супругой. Наше появление на сценах республиканских фестивалей оказалось триумфальным, и буквально в первый год мы стали лауреатами. И пошло-поехало – фестивали, победы, награды…
Правда, немного позже «центробежная сила» вынесла нас в Горно-Алтайск, о чем мы не жалеем и где по сей день благополучно трудимся.
Коллектив «Синегорье» существует до сих пор, и его судьба опасений не вызывает, ведь сегодня у нас есть резерв — наша замечательная молодёжь, студенческий ансамбль русской песни «Любава» из двадцати человек.

— Солидный «запас» новых кадров…
— Знаете, в нашем деле очень важна преемственность, сейчас найти самодеятельного артиста, готового сразу выйти на большую сцену, очень сложно. У нас практически нет школ начального певческого образования в области народного пения.
Надо сказать, дети, которые занимаются в народном коллективе, достигают достаточно высокого уровня подготовки только через три-четыре года. Поэтому в процессе работы нельзя делать остановок, нужно постоянно двигаться вперед.

— Наша республика богата самодеятельными ансамблями. На ваш профессиональный взгляд, каков их уровень сегодня?
— Могу вас заверить – достаточно высокий. Это я говорю совершенно точно, поскольку мы регулярно выезжаем на конкурсы за пределы республики и нам есть с чем сравнивать.
Например, в западных регионах России очень сильно развито профессиональное творчество, там высокая концентрация высших учебных заведений, но с самодеятельными коллективами мы соревнуемся на равных и зачастую выигрываем.

— Любому творческому проекту без помощи властных структур и спонсоров существовать и развиваться сложно. Можно ли сегодня говорить о поддержке самодеятельных коллективов «сильными мира сего»?
— Есть помощь на местах, и это важно. «Синегорье» и «Славяночку» поддерживает городская администрация, «Любаву» — руководство ГАГУ.
Увы, пока спонсоры и меценаты не стоят к нам в очереди. Но как знать, меняются времена, возможно, изменятся сознание и отношение к сохранению истоков со стороны преуспевающих бизнесменов. Возможно, и у нас появятся свои Саввы Морозовы.
Здесь же отмечу важный момент в работе республиканской власти. Радует, что национальная политика в регионе сбалансирована, в ней нет перекосов в ту или другую сторону. Алтайский коллектив или русский – ко всем равный подход, главное – нам не мешают.

— Со своими ансамблями вы побывали во многих городах России и за ее пределами. Сохранилось ли в памяти самое яркое выступление?
— На мою долю выпало много минут счастья. Это и незабываемое выступление в Концертном зале имени П.И. Чайковского, в зале заседания Синода храма Христа Спасителя, на сцене Московского Малого театра. Не забудутся поездки на фестивали в Смоленск и Суздаль. Много впечатлений от конкурсов в сибирских городах. Запоминающимся стало выступление в Севастополе на палубе крейсера перед матросами в окружении кораблей флотилии Черноморского флота. Представьте себе: морской залив, рядом по борту — флагманский атомный крейсер «Россия», и мы поем под аккомпанемент баяна, ветра и флагштоков. Находясь среди этих громадин, невольно чувствовали гордость за все российское, за мощь нашего оружия и силу народной песни.

я 2

— Что вам дают эти поездки?
— Самодеятельный артист без гастролей и фестивалей, как спортсмен без сборов и соревнований, — однозначно теряется интерес к совершенствованию. Ведь конкурсы позволяют показать себя с лучшей стороны, это площадка для общения и передачи опыта. А ожидание поездок — это маячок в конце туннеля. И представьте, какую радость испытывают самодеятельные артисты от возможности увидеть новые места, найти новых друзей, а главное — показать все грани своего таланта.

— Что для вас значит работа с народными коллективами?
— Не буду лукавить. Все люди сцены самолюбивы и в достижениях своей деятельности видят прежде всего выражение собственного «я». Но когда многие вершины покорены и регалии получены, встаёт главный вопрос: для чего? К чему творческие муки и бессонница, сорванные нервы и голосовые связки, слёзы разочарования и безумие радости? Самое страшное — если твой труд уходит «в корзину». И вот тут мне снова повезло. На моем пути оказался замечательный человек из алтайской глубинки — философ и хранитель народной мудрости Николай Шодоев. Буквально двумя штрихами он нарисовал мне основу своего виденья гармонии бытия – единство и многообразие. Вот и ответ… Да на этом держится всё — от исполнения хорового произведения вокальным ансамблем до развития социума и целых государств! Главное — сохранение баланса между умом и чувствами. В век техногенного прорыва и научных революций превалирование материального над духовным многими считается неизбежным. Но если ум победит чувства, он обязательно убьет всё многообразие, и мир превратится в безжизненную пустыню. А раз так, то я стою на стороне чувств. Есть вера в то, что твой труд, твое творчество — не только для услады чьих-то ушей, но и для высокой миссии сохранения баланса гармонии. Простой пример: моя сегодняшняя начинающая артистка, став завтра мамой, сможет нежно спеть колыбельную своему ребёнку, тем самым зажечь огонёк в душе, который будет согревать его всю оставшуюся жизнь.

— В чем ценность народной песни?
— Человек, который поет душой, от сердца, никогда не ударит в спину, не предаст и не ограбит. Пение, особенно хоровое, очищает душу, объединяет и просто делает нас лучше.
Мы бывали за границей. Почему там любят русскую народную песню? Потому, что это всегда гармония мелодии и красоты. Русская песня витиевата и распевна. Звук течет, как река, взрывается и бурлит, как океан, а то и просто журчит, как родник.
Слушая народную песню, духовно преображаешься, заряжаешься. Бывает, сядешь у костра: гармошечка играет, песня льется — и даже у самых жестких, прагматичных людей меняется взгляд, в нем появляется что-то теплое и доброе. Песня — это продолжение природы, и единение с ней чувствуешь особенно тогда, когда звучат народные напевы.

— Как говорится, под занавес: поделитесь планами на будущее.
— Есть желание попасть на хороший российский фестиваль. Еще хотелось бы высказать пожелание: чтобы у нас в республике возродилась традиция культурных обменов с соседними регионами, возможно, в рамках праздников, концертных программ, календарных мероприятий. Ведь как бы мы хорошо ни пели, наши программы приедаются зрителям, они хотят чего-то другого, а нам было бы интересно показать себя на новых сценических площадках. Да, это связано с финансовыми затратами, и здесь могли бы помочь наши предприниматели.

Светлана Костина

 

Статья опубликована 24.04.2014г. в газете «Звезда Алтая» №89-92

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru