Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), или государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, существует в России уже почти 18 лет. Соответствующий федеральный конституционный закон был принят Государственной Думой, подписан Президентом Российской Федерации и 4 марта 1997 года официально вступил в силу.
Институт Уполномоченного – один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.
В Республике Алтай должность омбудсмена появилась восемь лет назад. Все эти годы ее занимает Семён Шефер, чья деятельность постоянно получает самые высокие оценки со стороны как властных структур, так и простых жителей региона, для многих из которых обращение к Уполномоченному по правам человека стало последней возможностью защитить свои законные права.
Позже в республике появились еще два института уполномоченных – по правам ребёнка и защите прав предпринимателей. Региональными омбудсменами в этих сферах трудятся соответственно Татьяна Жарова и Леонид Ефимов.
Финансирование содержания аппаратов указанных служб ложится на бюджет региона. С учетом курса на оптимизацию расходов на государственные нужды, который взял глава региона Александр Бердников, в начале года поступило предложение объединить троих уполномоченных и включить их в единый аппарат Общественной палаты РА, которая в настоящее время не имеет собственного аппарата. Об этом на днях жителям республики рассказали журналисты ГТРК «Горный Алтай».
Схожая практика, надо сказать, апробирована в других субъектах России. По крайней мере в восьми регионах, в частности в Ростовской, Астраханской, Московской областях, Республике Калмыкия, были созданы единые аппараты для обеспечения деятельности Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка.
Тем временем стало известно, что в Государственную Думу Президентом России Владимиром Путиным внесены законопроекты, призванные усовершенствовать деятельность института Уполномоченного по правам человека. Один из них касается работы федерального омбудсмена, другой – деятельности уполномоченных, защищающих права людей в субъектах Федерации. «Региональный» законопроект носит название «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека». Изменения предполагается внести, в частности, в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Данные поправки, как следует из пояснительной записки к документу, среди прочего предусматривают возможность возложения на уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации функций Уполномоченного по правам ребёнка, Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов и других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав граждан в регионе, а также возможность координации деятельности должностных лиц и органов, осуществляющих функции по защите прав граждан.
Суть предлагаемых изменений совпадает с мнением федерального омбудсмена Эллы Памфиловой, высказанным ею в декабре прошлого года. Комментируя инициативу депутатов ЛДПР, которые предложили ввести пост Уполномоченного по делам инвалидов, Элла Александровна назвала ее излишней.
«Я полагаю, что в этом нет никакой необходимости, поскольку защита прав инвалидов входит в мандат федерального и региональных уполномоченных по правам человека. Путь размножения ведомственных уполномоченных как придатка исполнительной власти – это тупиковый путь», — сказала она.
«Если довести ситуацию до полного абсурда, то тогда придется создавать дублер-правительство из отраслевых уполномоченных. Задача уполномоченных – не подменять собой те или иные ведомства, а добиваться того, чтобы министерства и ведомства в полной мере выполняли возложенные на них функции, будь то Минздрав, Минтруд или Федеральная служба исполнения наказаний», — добавила Памфилова.
По ее мнению, полномочий федерального и региональных уполномоченных по правам человека в России вполне достаточно для того, чтобы защищать как права инвалидов, так и гражданские, политические, этнокультурные, социально-трудовые, религиозные, жилищные, экономические, экологические и другие права граждан.
Расходы на содержание троих уполномоченных в республике за прошлый год составили довольно приличную сумму – 12 млн. рублей, большая часть этих денег пошла на финансирование работы Уполномоченного по правам человека в РА. Штат работников аппарата Семена Шефера составляет семь человек, под началом Татьяны Жаровой – только один ее помощник, а у Леонида Ефимова – четыре сотрудника.
Каким путем в дальнейшем пойдет реформирование этих структур в нашем регионе, покажет время. Когда законопроекты будут утверждены Госдумой, мы попросим представителей всех заинтересованных сторон дать комментарии для нашей газеты.
Пока что ясно одно – на существование и деятельность институтов уполномоченных никто не посягает. Создание этих структур инициировал Президент России, а их деятельность уже доказала действенность данных механизмов защиты прав простых людей, детей, представителей бизнеса.
Алексей МИШИН