Воскресенье, 22 декабря 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Евгений Ларин. Об экономике, туризме и патриотизме
9:26, 12 ноября 2013

Евгений Ларин. Об экономике, туризме и патриотизме


Несмотря на хмурое и дождливое, за исключением, быть может, июля, лето, Горный Алтай наряду с Санкт-Петербургом и Золотым кольцом, Байкалом и Москвой, Карелией и Уралом остается в числе самых популярных направлений внутреннего российского туризма. Надо отметить: особняком в этом плане держится Краснодарский край, на курорты которого ежегодно устремляются более 18 миллионов соотечественников. Все остальные конкурируют почти на равных.

Ларин (1)

Для бизнесменов нет плохой погоды

По словам министра туризма Евгения ЛАРИНА, структура туристского потока в республике остается традиционной: основную его часть составляют жители сибирских регионов, особенно Новосибирской и Кемеровской областей. Вместе с тем благодаря развитию транспортной инфраструктуры (открытию регулярных авиарейсов в столицу) растет количество туристов, прибывающих к нам из европейской части страны. Кроме того, по итогам года ожидается увеличение числа гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Что касается его (турпотока) величины, то, по прогнозам, впервые с 2006 года она останется на прежнем уровне, порядка полутора миллионов человек (предполагается, что «вытянет» ситуацию предпраздничный зимний период). При этом по-настоящему летний июль дал увеличение этого показателя сразу на 18 процентов, в то время как остальные месяцы «высокого» сезона ввиду ненастной погоды были попросту провальными.

Впрочем, позитивные моменты отмечались не только в июле. Так, уже можно говорить о новом для республики виде туризма – конгрессном, деловом. Территорию нашего региона для проведения съездов, совещаний и других мероприятий все чаще используют представители серьезных компаний, прибывающие, как правило, чартерными рейсами (в прошедшем сезоне, по приблизительным подсчетам, их было более сотни). И эта тенденция заставляет руководство наших баз и комплексов расширять соответствующую инфраструктуру, создавая, к примеру, конференц-залы, оборудованные современной аппаратурой, да и в целом повышать уровень сервиса. Что немаловажно, этот туристский сегмент практически не зависит от количества солнечных дней: серьезные вопросы деловые люди решают в любую погоду.

Еще один повод порадоваться – рост доли организованных туристов (в частности, с Поволжья и Урала) в общем потоке и одновременное уменьшение, причем сразу на 14 процентов (с 25 до 11%), самостоятельных. Это, прежде всего, заметное снижение антропогенной нагрузки на природную среду. К слову, намного меньше туристов в этом году посетили районы Белухи и плато Укок, что, на взгляд Евгения Владимировича, связано в основном с непогодой. А вот то, что в районе Чемальской ГЭС за лето побывало на четверть меньше посетителей, чем обычно, целиком «заслуга» владельцев станции. И в этом вопросе, считает министр, должны навести порядок органы власти, ведь отсутствие озера сказалось не только на не поехавших в район туристах, но и на снижении доходов турбаз, планировавших их принимать.

Уменьшилось и число туристов на многодневных активных маршрутах. Какой бы ни была интересной программа, в сегодняшнем ритме жизни далеко не каждый, имеющий средства на это недешёвое удовольствие, может позволить себе потратить столько времени на отдых. Это значит, активные туры должны стать еще более динамичными, насыщенными и, разумеется, обеспеченными средствами связи.

Из «минусовых» цифр можно отметить и уменьшение с четырех с половиной до четырех суток средней продолжительности пребывания гостей в республике. Зато с 1760 до 2100 рублей возросла средняя сумма потраченных одним человеком в сутки средств.

Что дальше?

— В плане размещения серьезную конкуренцию турбазам в этом сезоне составили «зеленые дома», услугами которых воспользовались тридцать процентов гостей (плюс 18% к уровню прошлого года). Свою роль здесь сыграли расширение перечня услуг и рост профессионализма их владельцев. Другой вопрос, что не все из них работают на законных основаниях, и со стороны руководителей турбаз все чаще и настойчивее звучат просьбы к власти, особенно муниципальной, разобраться и вывести «нелегалов на свет», — рассказывает Евгений Владимирович.

— Актуальным для тех и других остается вопрос, чем занять туриста. Программ, что сегодня формируются администрациями туркомплексов и владельцев «зеленых домов», уже явно недостаточно. Мы все понимаем: формат отдыха должен быть насыщенным, изобиловать мероприятиями культурного характера, возможно, спортивного, познавательного и развлекательного направлений, но у нас нет соответствующей инфраструктуры. В этой связи хочется отметить, что на базе «Турсиб» начали строительство аквапарка, и уже в следующем году его должны ввести в строй. Это будет открытый объект, посещать который смогут не только клиенты базы, но и другие отдыхающие, а также жители региона.

В этом году республика начала реализацию своего участия в федеральной целевой программе по развитию туризма – строительство подъездных путей к горнолыжному комплексу «Манжерок» (в обход Озерного). Всячески поддерживать этот комплекс, я считаю, стратегически оправданно – в нашем субъекте он единственный такого направления в столь высокой степени готовности, и уже сегодня ГЛК принимает в год порядка 250 тысяч человек. На следующий год, думаю, возьмёмся за финансирование создания системы оснежения (она есть, но не отвечает проектному уровню самого комплекса).

В рамках ФЦП (ее реализация рассчитана до 2018 года) московской проектной организацией разработаны также концепции туристско-рекреационных кластеров в Турочакском и Шебалинском районах, уже определены инвесторы и объемы заявленных внебюджетных инвестиций. В настоящее время ведутся работы на горе Кокуе, идет подготовка к монтажу бугельного подъемника. Разумеется, созданию горнолыжного комплекса на берегу Телецкого озера мы тоже будем уделять самое пристальное внимание, оказывая все виды возможной государственной поддержки.

Отрадно, что в Иогаче и Артыбаше высока активность туристского бизнеса. Люди там хорошо понимают: для привлечения туристов необходимо создавать свои уникальные проекты, особенно когда дело касается непопулярных месяцев зимы и межсезонья.

Одно из очень интересных и резонансных мероприятий, организованных в тех краях, – снегоходный марафон, который поддержали, в том числе и материально, и наше министерство, и в целом Правительство Республики Алтай. Этот проект обязательно будет продолжен, возможно, в расширенном формате.

Такие вот, на первый взгляд, небольшие проекты способствуют повышению конкурентоспособности нашего бизнеса, а это в свою очередь влияет на отношение к региону потенциальных инвесторов. Пока мы им интересны, и это подтверждает постоянный рост числа туробъектов – в этом году ввели в эксплуатацию четыре новых, теперь их в общей сложности 225 (17 тысяч мест размещения, из которых 8 тысяч – круглогодичные).

Имидж – все!

На инвестиционную привлекательность, впрочем, одновременно влияют многие факторы, немаловажные среди них – имидж, в том числе международный, и формирование деловой среды, способной создавать услуги, отвечающие мировым стандартам. В этой связи уместно напомнить о прошедшей в октябре международной конференции, посвященной возможности вхождения республики во всемирную сеть геопарков, по итогам которой была принята соответствующая резолюция.

— Положительные стороны организации в регионе геопарка очевидны: это имидж, рост авторитета, международное признание, создание новых направлений и видов туризма, конкурентоспособность, новые рабочие места. Как следствие – рост благосостояния населения и увеличение доходов в бюджет. Напомню: геопарк – некая территория, отвечающая ряду критериев и потому наделенная ЮНЕСКО особым статусом. Каждая разновидность ландшафтов (а их должно насчитываться не менее пятидесяти) и каждый природный или культурно-исторический памятник необходимо тщательно изучить, описать, паспортизировать и включить в экскурсионную программу или туристский маршрут.

Мы должны продемонстрировать всему миру, что наша небольшая горная страна действительно уникальна, а экономическое развитие здесь гармонично сочетается с сохранением природы. Геопарк – дополнительный инструмент привлечения внимания, а это и научный интерес, и рост потока туристов, и, к слову, внимание федеральных органов власти. Пока мы создаем рабочую группу, включая в нее представителей всех заинтересованных сторон, готовим для нее дорожную карту (план работ). Относительно места расположения могу только сказать, что в периметр обязательно будут включены части территорий Онгудайского, Улаганскго и Кош-Агачского районов. Нюансы обсуждаются, концепция тщательно продумывается.

Европейцы о нас знают еще очень мало, и статус геопарка позволит в какой-то мере разрушить эту стену нашей неизвестности. При этом, хотя геопарк не является особо охраняемой природной территорией в чистом виде, а хозяйственная деятельность (традиционная) в нем только приветствуется, подписывая соглашение с ЮНЕСКО, власть берет на себя обязательства по охране ландшафтов и памятников, включенных в реестр.

«Три кита» для горных территорий

Говоря о туризме в целом и его роли в экономике региона, Евгений Ларин подчеркивает:

— Несмотря на то что периодически возобновляются разговоры о нерентабельности отрасли, будущее республики как уникального горного региона именно за туризмом. И здесь не нужно ничего изобретать, достаточно обратиться к опыту стран, на территории которых располагаются Альпы. Именно за счет развития туризма некогда отсталые горные провинции Франции, Италии, Австрии за несколько десятков лет превратились в самые богатые и благополучные районы.

К слову, в прошлом году сумма налогов по отрасли составила в республике 131 миллион рублей. Немного, если сравнивать с более «прозаическими» направлениями деятельности, но впечатляет, если вспомнить 19 миллионов 2006-го. Речь идет лишь о прямых налоговых поступлениях. Если же принять во внимание мультипликативный эффект (а его оценка основана на научных исследованиях), то он значительно превышает 15 процентов валового регионального продукта, в то время как отрасль можно называть системообразующей уже при десяти процентах ВРП.

Не стоит забывать и о влиянии туризма на сельское хозяйство, которое является традиционным для нашей республики видом деятельности и вторым «китом» экономики горных территорий. В условиях гор, удаленное от основных рынков сбыта, оно по определению неконкурентоспособно. А здесь этот фактор компенсируется формированием внутренних рынков сбыта, ведь туристов нужно кормить более качественными, пусть и более дорогими, чем в индустриальных районах, продуктами.

Третья составляющая успеха для горных территорий, на мой взгляд, – привлечение инновационных производств. Если и должны здесь размещаться предприятия, то такие, где используются самые современные технологии, не нарушающие экологического баланса, а их продукция, не занимая больших пространств, дает солидную долю валового регионального продукта и, как следствие, значительные доходы в бюджет.

В заключение темы (хотя она обширна, и много вопросов сегодня осталось «за кадром») отмечу один важный момент, о котором почему-то очень редко говорят. Туризм – это еще и мощный рычаг для формирования у жителей региона чувства патриотизма. Чтобы работать в отрасли, грамотно создавать турпродукт, человек просто вынужден постоянно пополнять, совершенствовать свои знания по истории и географии, ботанике и зоологии родного края, ему нужно с головой погрузиться в такую науку, как краеведение. А чем больше он познает свой край, тем большим уважением и любовью к нему проникается.

 

 

 

Об авторе: Звезда Алтая


© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru