Какой должна быть школа? Что нужно делать для того, чтобы ученики считали образование интересным и важным делом, выходили из стен учебного заведения готовыми к взрослой жизни: уверенными в себе, коммуникабельными, активными, творческими, умеющими защищать свои психологические границы и уважительно относиться к таковым других людей? Что могут сделать учителя и родители, чтобы у детей не пропадало желание учиться? Ответы на эти и многие другие вопросы может дать молодой и перспективный сотрудник, знающий, как найти ключик к сердцам ребят, педагог-психолог Республиканской гимназии им В.К. Плакаса, заведующая кафедрой педагогики воспитания Екатерина Станиславовна Карымова.
Быть хорошим специалистом в данной области могут далеко не все, школьный психолог — знаток души ребенка. Екатерина Карымова признается, что очень важны безграничная любовь и уважение к детям, умение понимать характер каждой, даже самой неординарной личности. Психолог — не просто советчик, это помощник в ситуациях, которые кажутся неразрешимыми. Он должен сделать всё возможное, чтобы ученик поверил в себя, научился воспринимать жизнь в ярких красках.
— Мы сотрудничаем со всеми участниками образовательного процесса, — говорит Екатерина Станиславовна, — в первую очередь это касается учащихся. Проводим с ними развивающие занятия, пытаемся разрешить личные проблемы, развиваем лидерские качества, помогаем достичь успеха.
Большая работа ведется по поддержке выпускников и подготовке их к ЕГЭ. Не секрет, что итоговые экзамены – серьезное испытание для учащихся, многие их боятся, переживают. С пятиклассниками тоже непросто — они привыкают к новой школе. В гимназию приезжают дети в основном из районов. Первое время им трудно в новой обстановке. Родители далеко, и многие ребята очень скучают. Чтобы помочь им, сразу после зачисления психологи начинают свою работу — проводят индивидуальные и групповые занятия с учениками, бывает достаточно просто побеседовать за чашкой чая, выслушать, обнять — и ребенок меняется.
Если ученику трудно адаптироваться в новом классе, тут же подключаются психологи. В играх, групповых занятиях ребенок раскрывается, взрослые помогают одноклассникам увидеть, что новичок — личность. В средних классах – свои особенности. Подростковый возраст всегда сложный период. Вся информация о ребенке является конфиденциальной. Психолог не вправе ни с кем делиться сокровенным.
Еще один важный аспект работы психолого-педагогической службы – профориентация.
— Мы изучаем интересы, желания детей, – говорит Е.С. Карымова. — У каждого свои особенности и способности, врожденные и приобретенные. Нужно вовремя их заметить, выявить и направить в нужное русло.
Работа психолога также направлена и на педагогический коллектив. Это психологическая диагностика и консультирование молодых специалистов. Мы проводим с учителями обучающие семинары с целью повышения качества преподавания и психологические тренинги. Довольно часто к нам обращаются учителя с просьбой поработать над сплочением коллектива. Был случай, когда учитель биологии попросил выяснить, кого в классе больше — аудиалов или визуалов. Ведь от того, насколько правильно выстроена программа урока, как подается учебный материал – в виде лекций или наглядно, зависит более успешная его усвояемость.
В целом, как отмечает Екатерина Станиславовна, микроклимат в гимназии достаточно положительный. Дети стремятся к учебе, успеху, самосовершенствованию. Каждый ребенок уже с пятого класса знает, кем он хочет стать в будущем. Педагоги, психологи, воспитатели стараются сделать так, чтобы каждый ученик смог реализоваться в жизни. Гимназия – это своего рода ступенька к будущему, ведь здесь не только получают знания, но и учатся добиваться желаемого…
Елена СЕРГЕЕВА