Воскресенье, 22 декабря 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Маленькое село с большими бедами
6:21, 22 сентября 2014

Маленькое село с большими бедами


В небольшом селе Уожан Чемальского сельского поселения живет, согласно данным статистики, всего 79 человек. На двух улицах, между которыми бежит река Чемалка, расположено около шестидесяти домов. До районного центра совсем близко — 15 километров, но телефонной связи здесь до сих пор нет. А после весеннего наводнения возникли сложности и с дорогой, что отразилось на всех сферах жизни села, в первую очередь на образовательной…

Нет дороги – нет учёбы?

Начало лета уожанцы вспоминают с содроганием. Дожди вызвали не только подъём уровня воды в реке, но и — в один из вечеров — обрушение горы на окраине села. Возникла угроза схода селевого потока, и жители Уожана не менее часа провели на склоне горы, подальше от опасного места. «Страшно не было, но мы решили принять меры предосторожности», — говорят они.
Тогда же и обрушилось не менее сотни метров дорожного полотна. Село на какое-то время оказалось отрезанным от цивилизации, и только благодаря оперативным действиям администраций района и сельского поселения люди не остались без продуктового снабжения. Быстро сделали временную дорогу. Казалось бы, всё вернулось на круги своя. Кончилось лето, и подошла пора детям отправляться на занятия. Но в праздничный День знаний школьного автобуса из Чемала не дождались. Неужели в райцентре забыли об уожанской детворе?!
— Нет, — отвечает заместитель главы администрации района Алексей Зубакин. -Вопрос о том, чтобы организовать постоянный подвоз уожанских детей в Чемальскую школу, был поставлен родителями уже давно. Совместно с отделом образования администрация сделала экономический расчёт и выяснила, что организовать транспортную доставку детей в школу выходит почти на треть дешевле, чем обеспечивать их проживание в чемальском интернате.
Там, кстати, уожанские дети и жили в последние учебные годы. Этот интернат считается одним из самых лучших в республике, в нём – раздельные комнаты для мальчиков и девочек, горячая вода и тёплые туалеты, телевизор и Интернет.
И все же, как подчёркивает А.Ф. Зубакин, никакой интернат не заменит детям родителей, особенно самым маленьким. Поэтому вопрос об организации подвоза был уже практически решён… но все планы администрации перечеркнуло наводнение.
— Дорога, которая ведёт в Уожан сейчас, не соответствует никаким нормативам, — с горечью говорит замглавы района. – Отсутствует жёсткое покрытие: это чистый песок. Сейчас её подмывает дождями, а денег на обслуживание не выделяется. Прогрейдировали — и всё. Каждый человек, который едет по этой дороге, должен понимать, что он в какой-то мере рискует собой и своим автомобилем. А мы не имеем права подвергать жизнь детей опасности. Хотя у ребят нет возможности жить дома и добираться до Чемала на автобусе, они всё равно должны учиться. Родитель должен следить, чтобы его ребёнок получил образование, а мы обязаны создать соответствующие условия. Что со своей стороны и делаем. В классах, в интернате есть места для школьников из Уожана. Недавно администрация вызывала бригаду специалистов из Горно-Алтайска, в том числе из ГИБДД. Вместе с представителями сельской администрации они запротоколировали состояние каждого участка этой дороги. Перед комиссией стоит цель выяснить, что можно сделать для организации проезда общественного транспорта, в том числе для подвоза детей. В течение ближайшей недели они подготовят акт. Когда мы его увидим, поймём, какой объём работ здесь необходим. С этим актом сразу направимся в «Горно-Алтайавтодор», который и займётся восстановлением дороги. Если это сделают за осень, уже к зиме будем подвозить детей в школу. Если нет, то ребятам придётся жить в интернате, но надолго без родительской заботы они не останутся: на выходные автобусом будем отправлять их домой. Конечно, это тоже риск, но обеспечить единственную за неделю поездку благодаря тому же грейдированию гораздо реальнее, нежели ежедневную.
Когда мы выезжали на прошлой неделе в Уожан, многие родители выразили своё вполне понятное нежелание отдавать ребёнка в интернат. К сожалению, на сегодняшний день это единственный разумный вариант решения создавшейся ситуации.
Стоит заметить, что если родители лишат своих детей возможности учиться, они могут столкнуться с необходимостью нести за это административную ответственность. Домашнее обучение не запрещено, но для этого нужно написать заявление, а ребёнку в конце учебного года пройти аттестацию.
В День знаний школьный автобус в Уожан действительно не выезжал. За это извинения жителям села принесла начальник отдела образования А.Е. Чепурная. Впрочем, как считают в администрации района, извиняться стоило не ей, а директору Чемальской школы Г.Н. Казаковой. Она же объяснила отсутствие автобуса так:
— Жители Уожана были предупреждены о том, что возможности подвоза осенью не будет. Для того чтобы предоставили автобус, они должны были написать официальное заявление. Но ни одного обращения от них мне не поступало. Поэтому в соответствии с законом отправить в Уожан автобус я не могла.
— Есть законы государственные, а есть человеческие, — комментирует её слова А.Ф. Зубакин. – Директор школы, видимо, предпочла соблюсти первые.
В Уожане 12 детей школьного возраста. Сейчас в Чемале учатся лишь половина из них. Троих отвозят в школу родители, один ребёнок поселился в интернате, двое живут в райцентре у родственников.
Остальных детей школьная пора пока не коснулась. Четверо растут в одной семье, где давно уже решили, что государственное образование им не подходит. Как сообщила А.Е. Чепурная, сведения об этом поступили в соответствующую государственную инстанцию — дети не могут быть заложниками решений своих родителей.

Мост строят как попало

Нельзя сказать, что 2014 год стал совсем уж неудачным для Уожана. Многие жители уверяют: урожай нынче отменный. В фермерском хозяйстве Александра Каротича стройными рядами растёт капуста, а в теплицах дозревают помидоры.
Есть у уожанцев помимо проблемы с дорогой ещё одно огорчение: они недовольны мостом, который сейчас вроде бы возводится через реку Чемалку. Происходит это довольно странно: сваи забиты вкривь и вкось, а работники около места стройки появляются редко и ненадолго.
— Я присутствовал в Уожане в тот момент, когда забивали сваи, и меня тоже удивило, что строители вбивают трубы не прямо, а чуть наискосок, — говорит А.Ф. Зубакин. – Они объясняют это тем, что здесь каменный грунт, техника соскальзывает и якобы «ничего страшного, потом поправим». Я считаю, работают они некачественно.
Мы обратились в «Горно-Алтайавтодор» с просьбой провести оценку, насколько возможно использование таких свай. Если специалисты придут к заключению, что работы выполнены некачественно, то если подрядчикне устранит брак, договор с ним расторгнут.
Дело в том, что на восстановление инфраструктуры федеральный центр всё ещё не выделил деньги, при этом поступило указание: ищите организации и начинайте необходимые работы. Поэтому мы ищем организации, готовые работать в долг. По такому принципу у нас выполнялись все восстановительные работы по району. Такая же ситуация с мостами на Караколах. Там уже восстановлено без оплаты пять деревянных мостов. В Элекмонаре капитальная переправа практически готова к сдаче. Хотя временную там в первую же неделю возвели сами жители Кемчика при небольшой поддержке администрации.
Стоимость возведения переправы в Уожане по смете немаленькая. За такую сумму можно сделать хороший мост. Таковым он и станет, ведь его строительство будет тщательно контролироваться.

 

Уожан 329

Ксения Огорелкова

Об авторе: Звезда Алтая


© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru