В конце прошлого года мы опубликовали материал к 100-летию нашей талантливой землячки Александры Федоровны Саруевой. Архивные документы и воспоминания о ней нам предоставила племянница поэтессы Галина Георгиевна Коровина. В сегодняшнем номере мы расскажем о еще одной талантливой женщине из семьи Саруевых — Марии Федоровне, переводчике, редакторе политической литературы на алтайском языке, авторе многих статей. В конце прошлого года исполнилось 100 лет со дня ее рождения, но, к сожалению, мы не успели опубликовать материал к юбилейной дате. Как и в первом случае, документы предоставлены Г.Г. Коровиной, дочерью Марии Саруевой.
Как рассказывает Галина Георгиевна, ее мама родилась 23 декабря 1914 года. Однако в сельсовете штамп в метрике поставили так, что совершенно закрыли число. И когда девочка повзрослела, где-то кто-то уже в других документах записал другую дату – 28 декабря. Так и пошла она по жизни с двойным днем рождения.
Все официальные документы гласят: «Родилась 28 декабря 1914 года в селе Онгудай Онгудайской волости Бийского уезда в семье крестьянина-бедняка. По национальности алтайка». В семье Саруевых было шестеро детей. Жилось трудно. Особенно тяжело стало после смерти отца в 1922 году. Мать Татьяна Степановна и старшая сестра Марфа работали по найму, все дети помогали им. До вступления в колхоз «13 лет Октября» семье Саруевых помогал сельский комитет бедноты.
После того как Мария окончила семь классов, Онгудайский аймачный отдел народного образования направил ее на учебу в Ойрот-Туринский зооветтехникум. Там она вступила в комсомол, профсоюз, была избрана секретарем цеховой ячейки ВЛКСМ, членом бюро комитета ВЛКСМ, пленума Ойрот-Туринского райкома комсомола и местного комитета зооветтехникума.
В 1933 году Мария успешно окончила учебное заведение и там же начала трудовую деятельность в качестве преподавателя. Почти сразу же она прошла курсы подготовки преподавателей сельскохозяйственных техникумов в Ленинградском агропединституте, после окончания которых стала работать в областной школе преподавателем специальных дисциплин. Была ударником труда, руководила краснознаменной группой.
В 1937 году, в самый разгар политических репрессий в стране, арестовали Василия Иосифовича Саруева, дядю Марии Федоровны. В результате этого она была исключена из комсомола и уволена с работы. Однако в январе 1938-го решением Алтайского крайкома ВЛКСМ её восстановили в рядах организации.
Вышла замуж. В октябре 1938 года по семейным обстоятельствам (муж работал в Управлении Пограничных войск) семья переехала в Новосибирск, где Мария работала зоотехником-паспортистом в конеуправлении Новосибирского облземотдела. С рождением дочери Галины на период с июня по октябрь 1939-го прервала трудовую деятельность, потом работала методистом в областном управлении промышленных и строительных материалов. В то же время Мария Федоровна училась на вечернем отделении Новосибирского пединститута.
В мае 1940 года Саруева вернулась в Горный Алтай, в Онгудайский аймак, где до апреля 1944-го занималась педагогической деятельностью, работала учителем, завучем Улитинской начальной школы, инспектором, а затем заведующей отделом образования Онгудайского аймака. В августе 1943 года вступила в компартию, в декабре того же года была избрана членом Онгудайского райкома ВКП(б) и членом бюро, а в январе 1944-го — членом Ойротского обкома ВКП(б). С апреля 1944 года работала в аппарате обкома ВКП(б) — сначала лектором, затем заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации. В декабре 1947 года М.Ф. Саруева была избрана в состав бюро обкома партии и утверждена секретарем по пропаганде. В 1947 и 1953 годах она избиралась депутатом областного Совета депутатов трудящихся и членом облисполкома. В сентябре 1949-го по рекомендации Алтайского крайкома партии была направлена в Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б). После ее окончания на XVII областной партийной конференции, состоявшейся в сентябре 1952 года, Саруеву избрали членом бюро и утвердили секретарем по пропаганде Горно-Алтайского обкома партии.
Мария Федоровна внесла большой вклад в развитие культуры и быта алтайского народа, являлась переводчиком и редактором политической литературы на алтайском языке, автором статей в сборниках по вопросам социалистического преобразования Горного Алтая, а также преподавателем истории партии и партийного строительства Горно-Алтайского консультпункта заочного отделения ВПШ при ЦК КПСС.
В 1954 году М.Ф. Саруеву избрали депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР. За плодотворный труд и общественно-политическую деятельность она награждена двумя орденами «Знак Почета», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За освоение целинных земель», двумя медалями участника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Неоднократно награждалась почетными грамотами райкома, обкома ВЛКСМ, профсоюзных организаций, обкома КПСС и облисполкома, Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний.
В связи с болезнью и уходом на пенсию по инвалидности в октябре 1959 года Мария Федоровна была освобождена от должности секретаря обкома КПСС. Но и после ухода на пенсию она принимала активное участие в общественно-политической жизни республики. Умерла Мария Федоровна в 1978 году после продолжительной болезни.
Это та история о Марии Федоровне, которую хранят документы и награды. Но ее дочь Галина Георгиевна, вспоминая о матери, говорит о ней не только как о политическом и общественном деятеле, но и как о родном человеке.
«Мама со мной, совсем маленькой на руках, вернулась в Улиту. Так вышло из-за того, что моего отца, военнослужащего, перевели из Новосибирска в другой город и там не решился вопрос с квартирой. Фактически я росла с бабушкой, даже мамой ее называла, потому что моя мама очень много работала.
В 1947 году, когда ее избрали секретарем обкома, она уехала в город, а мы так и остались в Улите. Переехали с бабушкой к маме в 1948-м, когда дали квартиру.
Помню, мама постоянно была в командировках. Для поездок у нее был небольшой черный баульчик. Когда она возвращалась, то сразу отдавала его бабушке, которая перекладывала вещи и ставила его наготове – мы никогда не знали, куда и когда маму отправят в следующий раз.
Те годы, когда мама работала в партии, были самыми трудными, ответственными. За ней был закреплен Онгудайский район, туда она часто ездила: на сенокос, окот, посевную и так далее. Помню, у нас была корова (мы уже жили в городе). Бабушка в то время болела, не могла ходить, и доить корову приходилось мне. Я тогда училась в пятом или шестом классе. Иду утром доить, смотрю, мама и еще какие-то люди (а мы жили в «начальственном» доме) только-только домой с работы возвращаются – всю ночь шло совещание с районами о ходе посевной. А к девяти утра они все снова отправились на работу. Все время мама работала, но мне и с бабушкой было хорошо.
Мама дала себе передышку лишь когда вышла на пенсию. Тогда, находясь дома, она занималась рукоделием, цветоводством. Всегда была внимательна к своим родственникам, заботилась о племянниках. У нас вообще дружная семья. Вот только у мамы я единственный ребенок: мой отец был военным, его с начала войны отправили на фронт, где он и погиб в первый же год. Больше мама замуж не выходила».
Историческая справка предоставлена ведущим специалистом отдела хранения документов ГАС РА И.Г. Неверовой