Наша юность – комсомол
Почти 18 лет нет с нами Валерия Ивановича Чаптынова, Человека с большой буквы, оставившего неизгладимый след не только в истории нашей республики, но и в сердцах, мыслях, памяти и судьбе каждого человека, которому довелось близко его знать.
23 года самого продуктивного периода жизни мне посчастливилось не просто быть знакомым, а совместно работать, быть непосредственным участником реализации его больших и малых планов и задумок, когда все победы и неудачи были совместными.
А первая встреча состоялась в январе теперь уже далекого 1974 года в стенах обкома партии, где нас представили друг другу. Мы были молоды, нам обоим не было еще тридцати лет, и, может быть, поэтому мы быстро нашли общий язык. По большому счету, иначе и быть не могло, значимость момента не позволяла нам думать о чем-то постороннем, незначительном (то есть о себе), меньшем, чем то большое общее дело, которое нам поручалось совместно выполнять.
За день до этого меня, слушателя выпускного курса Новосибирской высшей партийной школы, прямо с лекции вызвали в кабинет ректора. Профессор В.А. Ребрин был краток (хотя был доктором философских наук), сообщив, что завтра утром я должен быть в Горно-Алтайском обкоме КПСС у заведующего отделом организационно-партийной работы товарища В.А. Хавбошина, вручив запечатанный сургучом большой конверт для передачи в обком.
Мучительная безответными вопросами ночь в поезде и утренняя дорога из Бийска до Горно-Алтайска наконец позади, и я в обкоме. Василий Андреевич Хавбошин встретил с хитрой улыбкой, но без задержки прояснил обстановку.
И вот, после серии собеседований в обкоме КПСС в течение целого дня, Валерий Иванович и я в ночь выезжаем в Барнаул. Это сегодня поездка до Барнаула не составляет больших проблем, кроме потери трех — пяти часов, а тогда не имелось прямой автодороги между Бийском и Барнаулом, и нужно было еще умудриться сесть в один из переполненных вагонов до Барнаула или Новоалтайска, а там электричкой — до места.
Именно эта ночь в дороге стала временем нашего знакомства. Валерий Иванович оказался не просто общительным, он был талантливым собеседником, талантливым в том смысле, что он не тратил время свое и собеседника на пустые разговоры обо всем и ни о чем. В наше первое знакомство мы практически ничего не говорили о себе, как будто точно зная, что впереди у нас времени будет предостаточно, чтобы друг о друге знать не только со слов. Валерий Иванович прежде всего рассказал мне все важное об областной комсомольской организации, об Алтайской краевой организации, о ВЛКСМ в целом: ведь нам предстояло пройти собеседование в крайкоме комсомола, крайкоме КПСС и ЦК ВЛКСМ. Рассказал о порядке прохождения собеседования в этих высоких органах, дал характеристики многим ответственным работникам, с кем придется встречаться. Как они были точны! Как они пригодились мне в последующие дни!
Завораживающая улыбка, доброжелательный тон, богатая речь и искренность молодого Валерия Чаптынова никого не оставляли равнодушным уже при первом знакомстве. Так славно прошла вторая бессонная ночь!
Следующий день был еще стремительнее, мы оба успешно прошли так называемый «коридорный стаж». Билетов на самолет на утро из Барнаула в Москву не оказалось, и нам пришлось опять в ночь ехать автобусом в Новосибирск. Приехали глубокой ночью (где-то около двух) в знаменитую Каменку, где я с семьей жил в арендуемом домике, как и большинство слушателей ВПШ. Естественно, домашние спали, ведь в нашей Каменке во всей округе не было телефона.
Пока жарилась картошка и закипал чайник, Валерий Иванович рассказывал смешные истории из своей студенческой жизни, видимо, чтобы сгладить смущение моей жены от более чем скромного убранства нашего жилья и еще более скромного угощения. Через два часа мы поехали в аэропорт Толмачево и утром улетели в Москву, где нас ожидали вчерашние же испытания, только в московском варианте. Собеседование в ЦК комсомола было организовано очень четко, но все-таки за один день не завершилось, и я мечтал наконец-то поспать в нормальном горизонтальном положении. Но не тут-то было: Валерий Иванович сообщил, что нас пригласил в гости к себе домой Анатолий Михайлович Чичинов.
А он прошедшей осенью поступил в Высшую партийную школу при ЦК КПСС и перевез семью в арендованную квартиру. Двое малолетних сыновей, одного из которых Валерий Иванович почему-то называл Гвидоном, и супруга Анатолия Михайловича от души были рады гостям. С Анатолием Михайловичем мы были знакомы давно, в 1968 году шесть месяцев учились в Центральной комсомольской школе и жили в одной комнате, но семью его видел впервые и чувствовал себя неловко. А вот Валерий Иванович вел себя так, будто всего два-три дня отсутствовал и за это время так соскучился по ним, особенно по мальчишкам. Естественно, отвечали ему теми же чувствами.
Я тогда не все понимал и многое не знал во взаимоотношениях этих двух прекрасных людей, ставших очень скоро талантливыми руководителями районов, а позднее — автономной области и молодой Республики Алтай. И пишу сегодня об этом с одной лишь целью: сказать, что Валерий Иванович был очень человечным, обладал чувством сопереживания ближнему, умел понимать детский язык и детские заботы. А без этого смог бы он подняться на ту высоту, которую преодолел в последующие двадцать лет?!
Уже в первые два с половиной года этого долгого пути Валерий Иванович стал признанным лидером молодого поколения Горного Алтая. А это было то поколение двадцатилетних, которым к девяностым годам исполнилось тридцать пять и больше, и им, воспитанникам комсомола, ставшим к тому времени отцами и матерями своих детей, поневоле пришлось перешагнуть тот рубеж, когда одной только волей (или по причине отсутствия воли) тогдашних руководителей ЦК КПСС в одночасье четверть миллиарда человек перестали быть гражданами великой страны. И эту горькую чашу Валерию Ивановичу пришлось испить вместе со своим поколением до дна. Но это будет после.
А пока организационный пленум только что избранного обкома ВЛКСМ (январь 1974 г.) избрал секретариат: В.И. Чаптынов — первый секретарь, У.А. Альпимов — второй секретарь, А.И. Дубов — секретарь по работе с учащейся молодежью.
Статус первого секретаря обкома ВЛКСМ во все времена предполагал при минимальных властных полномочиях иметь максимум личных качеств, способных повести за собой прежде всего комсомольский актив и с его помощью комсомольцев и всю молодежь. Свою роль Валерий Иванович исполнял на очень высокой ноте.
Создание комсомольско-молодежных бригад, животноводческих комплексов, овцеводческих стоянок под девизом «Животноводство – ударное дело комсомола» стало действенным механизмом привлечения и закрепления молодежи в главной отрасли сельского хозяйства автономной области. Областные слеты молодых передовиков животноводства, конкурсы профессионального мастерства, выездные семинары комсомольских работников и комсомольского актива на базе лучших комсомольско-молодежных коллективов — далеко не полный перечень мероприятий, проводимых обкомом комсомола. И главным организатором, ведущим и докладчиком всех этих мероприятий был первый секретарь обкома Валерий Чаптынов.
Его организаторский талант в обкоме комсомола проявлялся во всем, оттачивался и развивался на проведении действительно массовых, эмоционально зрелищных, но глубоко продуманных по своему смысловому содержанию мероприятий областного, краевого и всесоюзного масштаба. В комсомоле, как всегда, идей и заманчивых предложений хватало. Но я не помню ни одного случая, чтобы Валерий Иванович за что-то серьезное хватался спонтанно. Любую идею он долго вынашивал, советовался не только с коллегами, но и с людьми, которые, на первый взгляд, казались далекими от этой проблемы, но всегда давали неожиданные и очень ценные советы. И только тогда, выстроив в голове полную картину, он давал аппарату четкую схему подготовки и проведения мероприятия.
Именно так, продумав все детали и тщательно подготовив, мы проводили областной семинар-совещание секретарей комсомольских организаций колхозов и совхозов с приглашением партийно-хозяйственного актива на базе комсомольско-молодежного коллектива «Тан Чолмон» совхоза «Теньгинский». После семинара не только были хорошие отзывы, но руководители районов и хозяйств стали совершенно по-другому относиться к вопросам создания комсомольско-молодежных коллективов, воочию увидели реальные шаги в решении труднейшей проблемы подготовки молодых кадров для животноводства.
Для всех представителей старшего поколения абсолютной истиной является утверждение, что комсомол был кузницей кадров. Валерий Иванович очень внимательно относился к подбору и воспитанию молодых специалистов, он постоянно искал и, естественно, находил таланты во всех отраслях, включал в актив и привлекал к комсомольской работе. Как бы ни сложилась судьба молодых людей в дальнейшем, работа в комсомоле оставляла неизгладимый след в их жизни. И именно комсомол вывел и Валерия Ивановича на столбовую дорогу подготовки будущих политических кадров страны. Конечно, этому способствовали его всесторонняя эрудиция, ораторский талант, общительный характер, умение и желание понимать каждого собеседника.
С 1 сентября 1976 года он начал учиться в Академии общественных наук при ЦК КПСС.
У. АЛЬПИМОВ,
март 2015 года
(Начало. Продолжение в следующем пятничном номере).