«Фотография – это чародей, останавливающий время, умеющий передать будущим поколениям визуальные образы прошлой эпохи»
Леонид Иркитов.
Хорошие фотографии и киносъемки талантливых специалистов на века оставляют в памяти людей визуальные образы прошлой эпохи и способствуют правдивой точности при воссоздании событий и фактов давно минувших дней. Трудно было бы восстановить без фото- и киносъемок события Великой Отечественной войны, невозможно описать образ победителя — солдата, генерала, маршала, не пользуясь фотографией и кинохроникой.
Немногочисленные фото- и видеоматериалы донесли до нас кроме человеческих образов изображения животных, которые на полях сражений нередко проявляли удивительный героизм.
Лошадей, как солдат, брали в Красную армию по призыву и плану: нужное число из каждой республики и региона. Отбор шел при осмотре и проверке каждой лошади по инструкции РККА. Определялись рост в холке, прочность и цельность копыта, величина бобки и другое. Шла строгая выбраковка животных по этой инструкции. С 1939-го по август 1942-го я был табунщиком лошадей фонда РККА в колхозе «Энергия» Алтайского района Алтайского края. Видел, как это делалось.
В первые годы Великой Отечественной войны кони и люди были главной ударной силой Красной армии. Благодаря стойкости народа только к 1944 году, когда почти вся территория республик Советского Союза была освобождена на конной тяге, наша армия в полной мере оснастилась моторизированной техникой и танками. Вместо кавалерии на полях сражений получили превосходство мотопехота и танки.
Краткая историческая справка из Большой Оксфордской энциклопедии, стр. 291:
«Лошади как домашние животные были известны более 6000 лет назад. С выведением более рослых пород их впервые стали использовать в римской кавалерии. В IX веке лошадей стали использовать как тягловую силу. Благодаря селекции получены рослые лошади как разновидность наиболее мелких предков».
Сейчас известно более 150 пород, полученных от средиземноморских скакунов (арабские). В 30-е годы ХХ века в Советском Союзе было хорошо организовано воспроизводство лошадей в колхозах, совхозах-конезаводах для армии и поставки на международный рынок продажи лошадей.
В нашей республике (Горно-Алтайской автономной области) были широко известны конезаводы Ябоганский, Теньгинский, Абайский, Кырлыкский, Кызыл-Озекская госплемконюшня. Как поставщик лошадей в Красную армию, наша область играла немаловажную роль в России. Много элитных животных было поставлено на международный аукцион под золотой попоной из Ябоганского конезавода. Торговля конями Аргымая в России велась с древних времен. В Горном Алтае наш местный «граф Орлов» конезаводчик Аргымай Кульджин путем скрещивания чистопородных орловских рысаков, которых он содержал в косяках с местными алтайскими кобылами, получил помеси, отличавшиеся неприхотливостью и вместе с тем крупным ростом и резвостью.
«Как известно, лошади Аргымая пользовались большим успехом в кавалерии», – говорит главный зоотехник госконюшни Елена Заборских. Еще до начала войны в Красной армии большинство артиллерийских пушек было на конной тяге породы Аргымая. Весь высший состав офицеров Красной армии в кавалерийских дивизиях и армии был обеспечен аргымаками, красивыми по стати и резвыми по скорости в отличие от других пород.
Вглядитесь в кинохронику Парада Победы 24 мая 1945 года на Красной площади в Москве. Как статно сидит Маршал Победы, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокоссовский, командующий Парадом Победы на карем жеребце Аргымаке Теньгинского конезавода! По поручению Главнокомандующего войсками Красной армии И.В. Сталина парад принимал четырежды Герой Советского Союза Маршал Победы Г.К. Жуков на сером коне орловской рысистой породы тоже с Алтая. Этот факт запечатлен на фото- и видеопленке представителей со всего мира и сохранится на века! У всех солдат многонациональной России одинаково распирало грудь возвышенное чувство гордости за свою державу. Сотни тысяч солдат громко кричали: «Ура!».
Обидно становится, как сегодня некоторые политики и культурные деятели пытаются сфальсифицировать нашу историю при помощи той же фотографии и киносъемки… Недавно прошедший по Центральному телевидению фильм «Маршал Жуков» тому подтверждение. Г.К. Жуков показан неуверенным, погрязшим в семейных неурядицах человеком. К.К. Рокоссовский и вовсе представлен кем-то вроде современного бомжа. А ведь он всегда и везде выглядел аккуратно, даже, можно сказать, элегантно. Многим актерам, прежде чем сниматься, надо было поучиться соблюдению строя и солдатской выправке. Как я уже писал вначале, фото- и видеосъемка способны передать будущим поколениям подлинные образы прошлой эпохи. Какие же выводы сделала молодежь после просмотра данного фильма? Почему в настоящее время нет контроля за качеством современных картин? Неужели деньги решают все?!
Ф. КОНЮХОВ, участник ВОВ.