28 ноября распоряжением Правительства РА утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции на территории Республики Алтай на 2015 – 2018 гг.». Разъяснению сути принятого документа была посвящена пресс-конференция, проведенная на днях руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай Натальей Елбаевой.
По словам Натальи Абуевны, реализация указанной «дорожной карты» — одна из приоритетных задач Управления. Теме конкуренции и на федеральном уровне, и в республике до сих пор уделялось недостаточно внимания, но теперь пришло понимание того, что именно она является фундаментом эффективности экономики. Оценка конкуренции позволяет объективно оценить ее качественное, а не количественное состояние и бороться не с последствиями, а с причинами негативных для экономического развития явлений. Многие эксперты отмечали, что низкая эффективность мер по развитию конкуренции является следствием отсутствия мотивации к этой деятельности у региональных и муниципальных властей. Поэтому в 2012 году Правительством РФ была принята федеральная «дорожная карта», реализация которой предполагает обязательное внедрение Стандартов развития конкуренции во всех регионах России с 1 января 2015 года. Развитие конкуренции на их основе станет одним из критериев, по которым будет оцениваться деятельность губернаторов. Одним из требований Стандартов является принятие субъектом РФ собственной «дорожной карты».
УФАС по РА в начале года обратилось в правительство республики с письмом о необходимости создания рабочей группы по разработке и принятию плана мероприятий «дорожной карты». В апреле рабочая группа была создана, возглавил ее первый вице-премьер республики Роберт Пальталлер, а республиканское УФАС выступило инициатором и соисполнителем указанной работы.
Члены рабочей группы провели ряд совещаний с участием представителей предпринимательского сообщества, профильных министерств и ведомств и, проанализировав проблемы, препятствующие развитию конкуренции, включили поступившие от них предложения в разрабатываемый документ.
На сегодняшний день в региональной «дорожной карте» прописаны два приоритетных рынка – пассажирские перевозки и платные услуги в сфере дошкольного образования. Почему были избраны именно они? Автомобильный транспорт на дорогах республики занимает первое место по объему перевозимых пассажиров, а в сфере дошкольного образования уже не первый год существует проблема нехватки мест.
Развитие конкуренции на этих направлениях – задача на ближайший год. Затем в «дорожную карту» разработчики добавят отраслевые мероприятия еще для четырех региональных рынков – связи, ЖКХ, розничной торговли и медицинских услуг.
Контролем реализации «дорожной карты» займется созданный при правительстве постоянно действующий межведомственный коллегиальный орган. Предусмотренные планом мероприятия будут реализовываться также на местном уровне путем принятия муниципальных «дорожных карт».
Характеризуя задачи, которые ставит Управление в части улучшения конкурентной среды на рынке услуг по дошкольному образованию, Наталья Елбаева отметила, что доля негосударственного сектора на нем согласно требованиям Стандартов должна составлять как минимум восемь процентов. Главная проблема состоит в том, что у предпринимателей нет лицензий на осуществление такой деятельности. В УФАС решили действовать методом убеждения, дав возможность легализоваться и работать на равных с государственными учреждениями – для этого российским законодательством предусмотрен ряд послаблений и мер поддержки. Дотации, субсидии на развитие бизнеса, уменьшение ставок аренды за съем помещений, предоставление земельных участков под строительство частного детского сада, поддержка в развитии материально-технической базы – вот неполный перечень мер поддержки, которые могут быть осуществлены в отношении негосударственных образовательных учреждений.
Работа в данном направлении уже приносит первые плоды. По словам Натальи Абуевны, сегодня два предпринимателя, оказывающие данный вид услуг, находятся в стадии лицензирования, еще один — на подходе.
Аналогичным образом План мероприятий претворяется в отношении рынка дорожных перевозок, осуществляемых внутри муниципальных образований. Его специфика заключается в том, что сто процентов перевозчиков здесь частники, однако среди них, как известно, имеется немало водителей, в обход закона работающих без лицензий. Одна из важнейших задач связана с необходимостью усилить меры, направленные на искоренение нелегальных перевозок. Такая работа ведется и приносит результаты. По информации Министерства регионального развития, в настоящее время три предпринимателя уже изъявили намерение легализовать свой бизнес.
К другим мероприятиям, призванным улучшить ситуацию на данном рынке услуг, относится привлечение частных перевозчиков на конкурсной основе к открытию новых маршрутов, а также возможность создания маршрутов внутри районов республики.
Михаил ГОВОРОВ