Воскресенье, 22 декабря 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
В Горно-Алтайском ботаническом саду прошла II Школа молодых интродукторов
7:27, 05 июня 2014

В Горно-Алтайском ботаническом саду прошла II Школа молодых интродукторов


В Горно-Алтайском ботаническом саду с 19 по 23 мая прошла II Школа молодых интродукторов. В работе школы приняли участие 20 человек — молодые специалисты из Москвы, Омска, Томска, Барнаула, Новокузнецка, Республики Тыва, Алтайского заповедника, фирмы «Дачный клуб», учёные из Новосибирска и Кемерово.

Интродукция растений – это введение дикорастущих растений в культуру с целью выявления полезных, пищевых, лекарственных, декоративных видов либо для сохранения редких и исчезающих растений и их изучения в культуре. Идею проведения такой школы высказал председатель Совета ботанических садов Сибири и Дальнего Востока д.б.н., проф. А.Н. Куприянов. Он прочел лекцию о глобальном значении интродукции «Интродукция как инновация». «Эта наука существует около 500 лет, а ее корни уходят в доисторические времена, когда первобытный человек «приручил» первое дикое растение. За многие века взаимный обмен полезными растениями произошел на всех континентах. Достаточно выглянуть в окно, и мы увидим американский клен, забайкальский кизильник, монгольский карагач и другие привезенные растения. Нам следует изучать, сохранять природные богатства и только на этой основе создавать новое: будь то привлечение в культуру новых полезных растений, раскрытие полезных свойств или создание сортов. Все это является задачей интродукции растений – древней науки, лежащей в основе благополучия человечества. На внедрение одного вида из дикой флоры в культуру уходит около 20 лет. Глобальность открытия нового вида для культуры за это время занижается обществом и воспринимается как вполне рутинное дело. И только спустя десятилетия люди начинают задумываться, откуда же взялись растения, которые их лечат, дают пищу, украшают жизнь. А за всем этим стоит скромная, тихая наука интродукция», — сказал профессор.

Заведующая лабораторией интродукции декоративных растений ЦСБС СО РАН д.б.н., профессор О.Ю. Васильева прочитала лекции для начинающих интродукторов о методах, применяемых в экспериментах, сотрудник ИЭЧ СО РАН к.б.н. Т.Е. Буко рассказала о заготовке растений в полевых условиях с дальнейшей посадкой их в культуре. На практике мастер-класс продемонстрировал флорист и ландшафтный дизайнер ЦСБС СО РАН Ю.В. Овчинников. С помощью пилы и секатора он показал, как правильно обрезать деревья, как придавать им красивые необычные формы в виде шара, зонтика, пирамиды и т.д. Больше всего молодым специалистам понравились практические занятия, когда они смогли самостоятельно поработать над кустарниками и деревьями, приобрести навыки и умения в формировании кроны, ознакомиться с основами топиарного искусства. Топиарное искусство (англ. top – вершина) – фигурная стрижка деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантастических форм.

Каменистые горки, декоративные огороды и небольшие водоёмы никогда не исчезнут с наших участков. Сейчас входит в моду стрижка деревьев и кустарников в виде разных фигур. В наше время интерес к топиарному искусству все больше набирает обороты. Оно известно ещё со времён Древнего Рима. Тогда умелая техника подрезки садовых деревьев ценилась очень высоко. Существовали профессиональные объединения мастеров художественной формовки.

Из дубов, калины и вечнозеленых лавров создавали живые шедевры. С помощью сложных специальных приспособлений кронам растений придавали четкие формы. Свое второе рождение топиарное искусство получило в эпоху Ренессанса: в моду вошли аккуратно стриженные бордюры, обрамляющие дорожки и цветники, целые зеленые комнаты, образованные высокими зелеными стенами из липы, граба, туи или тиса, причудливые фигуры и затейливые растительные лабиринты.

В XVII веке правопреемницей и законодательницей топиарной моды стала Франция с ее дворцовыми парками. При Петре I это садовое творчество проникло и в Россию, яркий пример тому – Петродворец с его зелеными стенами, конусами, шарами и аккуратно стриженными бордюрами.

Процесс создания топиарных скульптур очень кропотливый и трудоемкий, формируют растения постепенно, год за годом приучая их к новым формам, а затем поддерживая эти формы регулярными стрижками. Наименьший срок для создания небольшой анималистической фигуры — шесть-семь лет. Сначала с помощью стимулирующих подкормок активизируют рост, на второй год формируют скелетные ветви и только лет через пять начинает обрисовываться силуэт. Получить геометрические фигуры проще, но тоже требует терпения и специальных знаний. В наших условиях для создания изгородей, стен, разных форм из хвойных пород идеально подойдут ель сибирская, туя западная, можжевельники – это медленно растущие деревья с довольно плотной кроной, при этом долговечные.

Занятия в школе интродукторов могут быть полезны не только молодым ученым, ботаникам, но и всем, у кого есть сады, огороды.

Все участники получили сертификаты. Советом ботанических садов Сибири и Дальнего Востока было принято решение проводить такие мероприятия ежегодно в разных ботанических садах. Участники Школы по достоинству оценили наш ботанический сад — уютный, ухоженный, засаженный растениями из разных уголков планеты.

Мастер-класс Овчинникова Ю.В. по формированию ели.

Алтынай Аильчиева, научный сотрудник Горно-Алтайского ботанического сада

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru