Священное растение в культуре алтайцев — сосна сибирская кедровая – мош (алтай кижи, телеуты), кузук агаш (телеуты), jурук (челканцы, тубалары), чурук — чурек (кумандинцы), самырсын, бал карагай (казахи). Дерево высотой до 40 м, отличается долговечностью и продолжительным плодоношением. Живет 400 и более лет. В горах встречается до 2400 м — выше всех древесных пород, образуя верхнюю границу леса.
Кедр считается сотворением Верхнего Божества. Особенно почитают его сеоки тонжаан, комдош, кыпчак, мундус. Алтайцы кедр, в том числе ель, лиственницу, пихту, т.е. хвойные породы деревьев, не сажают возле дома. По традиции из них изготовливают похоронные принадлежности, поэтому считается: тот, кто посадил его возле своего жилища, навлекает беду.
Алтайцы делят деревья на две группы: «светлые» и «темные». К первой относятся береза, лиственница, тополь, ко второй – кедр, сосна, пихта, ель.
Коренные жители Алтая, переходя через бурные реки, высокие горные перевалы, привязывают к кедру белые жертвенные ленточки. Дерево не срубают без надобности, не ломают его ветви. Люди стараются оберегать кедровые леса от пожаров.
Особым почтением священное дерево пользуется у северных алтайцев. Живут они в таежной зоне, где основу растительного покрова составляет кедр. Весь их жизненный уклад связан с кедровниками. Основные занятия – охота, заготовка орехов, ягод. Аборигены понимали: кедр – кормилец, там, где он произрастает, кипит жизнь, водятся пушные звери и птицы.
Особым почтением это дерево пользуется у тубаларов. Кедровыми веточками они проводили ритуальное очищение — алас. Теленгиты их использовали при молении кормосу Каразы. Обряд устраивали для больного. Ему подносили жертвенное животное и набор культовых предметов: доску квадратной формы, на которой рядами сверху вниз располагались фигурки девяти глиняных быков, по столько же змей и лягушек. Следующий ряд включал девять квадратов земли и ряд из девяти веточек кедра. Такой набор, а также голову, шкуру, осердие (горло, легкие, сердце) жертвенного животного через огонь костра подносили в жертву Каразы.
У кумандинцев кедр являлся обязательным элементом моления покровителю охотников – Каныма. Осенью перед промыслом охотник приглашал шамана и устраивал моление. Для угощения готовили ячменную брагу. Перед окном на земле укрепляли небольшой кедр, на него привязывали белые ленточки. Шаман камлал с бубном, и охотник-хозяин повторял за ним слова просьбы к покровителю.
Это священное дерево – непременный атрибут шаманского бубна. Для обечайки бубна алтай-кижи, тубалары, телеуты выбирали хорошее дерево, не имеющее поломанных сучков, растущее вдали от жилья, на восточной стороне. Брали часть нужного размера. У телеутов существовало поверье: если обечайка гнулась легко и хорошо, то шаман будет жить долго, и наоборот. Во время обряда оживления шаманского бубна кам образно и ярко воссоздавал картину жизни дерева: где и как росло, почему именно из него изготовили бубен.
Кедр изображали на бубне, на предметах обихода. Деревянные ведра, используемые в быту, декорировались геометрическими фигурами, рисунками животных. Изображение кедра наносилось и на другие предметы быта: на деревянные ручки больших кожаных сосудов для квашения молока – тажууров, перегонного аппарата, на тажууры, кисеты, деревянные ящики. Тажуур шили из продымленной конской кожи. Для того чтобы грубая толстая кожа стала мягкой, тажуур наполняли горячей золой. После этого техникой тиснения наносили на его поверхность изображения с помощью заостренной деревянной палочки.
Во время длительной засухи для вызывания дождей гриб, произрастающий на кедре, а он встречается редко, опускали в воду. После вынимали и сушили.
А.А. Ачимова, директор Горно-Алтайского ботанического сада, кандидат биологических наук.