Среда, 30 октября 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Уроки доброты
5:39, 17 декабря 2013

Уроки доброты


В лицее №6 в рамках Декады инвалидов в течение пяти лет проводятся часы общения «Герои нашего времени». И этот год не стал исключением. Встреча с пятиклассниками показала, что учащиеся ещё плохо представляют себе проблемы людей с ограниченными возможностями, с которыми тем приходится сталкиваться в течение всей жизни, иногда — начиная с раннего детства. Как же доходчиво показать детям столь «несладкую жизнь»? Было решено специально ограничить их возможности при помощи подручных средств, чтобы ребята поняли, каково это — ничего не видеть и жить в постоянной темноте, или обходиться без помощи рук, или передвигаться на одной ноге. Конечно, до конца они не осознали всей трагедии положения таких людей, но то, что инвалидам приходится очень трудно и они не могут обходиться без посторонней помощи, поняли все участники встречи.

IMG_2194

Семиклассники работали в «конструкторском бюро». Не секрет, что в нашем городе здания, подъезды практически не приспособлены для людей, чьи возможности ограничены. Ребятам надо было подумать, какие преобразования можно осуществить в школе, чтобы в ней стало удобно учиться всем детям, в том числе и инвалидам. Лицеисты предложили различные идеи: широкие дверные проёмы, просторные классы, лифты, скамейки для отдыха. Осталось только воплотить это в жизнь.

Девятиклассники пытались «трудоустроить» инвалидов. Они придумывали, в каких сферах люди с различными заболеваниями могут найти себя. Оказалось, что сделать это совсем не просто, хотя возможно. Самодеятельная «биржа труда» проявила максимум усердия в поисках подходящих мест работы. Совместными усилиями мы сделали вывод, что слабовидящие и слепые могут быть массажистами, музыкантами, юристами, сборщиками деталей. Инвалиды-опорники могут получить профессию бухгалтера, телефониста, часовщика, швеи, мастера по ремонту обуви. Колясочники могли бы стать диспетчерами на телефоне, бухгалтерами, часовщиками, вышивальщиками, программистами. Слабослышащие и глухие — работать по дереву и металлу, быть оформителями, дворниками, программистами, строителями. Имеющие инвалидность могут работать, заниматься спортом и творчеством. У ребят возник вопрос: готовы ли работодатели к приему на работу таких людей?

В этом году лицеисты впервые услышали об инклюзивном образовании и поразмышляли: хотели бы они, чтобы ребёнок с инвалидностью учился вместе с ними? А кто лучше может рассказать ребятам о проблемах инвалидов, как не они сами. Поэтому специалисты социально-психологической службы и группа учащихся лицея отправились в школу №10 на встречу «Заходите к нам на огонёк».

Общение началось со знакомства (с горящей свечой в руках) и определения, что же такое доброта, какое место она занимает в нашей жизни. Затем ребята вместе соорудили Вавилонскую башню, выполнили мини-проект «Чудо-дерево», поучаствовали в мастер-классе по созданию весёлой собачки из шаров, который проводил пятиклассник Влад Гордополов, прослушали песню «Время» в исполнении Анны Хураськиной и Вероники Ксенофонтовой.

Общение длилось около двух часов. Для нас, организаторов, было важно, чтобы в сердца детей упало зёрнышко доброты. Подтверждением того, что эти зёрна попали в благодатную почву, стал момент прощания. Из рук в руки ребята передавали горящую свечу и каждый делился своим мнением, впечатлением о том, что дала им эта встреча: «Весело. Интересно. Ещё бы так», «Я понял, что мы ничем не отличаемся друг от друга», «Так хочется встретиться с вами ещё. Приходите чаще!», «Оказывается, у нас много общего, и это радует!», «Я так боялся встречи, шёл на неё настороженный, но стоило увидеть лица ребят, весь страх куда-то ушёл. Спасибо вам!», «А я сижу и всматриваюсь — очень хочется запомнить вас, чтобы при встрече в городе поздороваться». В общем, было сказано много приятных слов — хороший результат для первой встречи. Отрадно было видеть глаза детей, когда они получали подарки – куклу-благополучницу, сделанную руками девочек 6Д класса, и значок со словами «Мы живём в этом мире!». Я думаю, «Огонёк» останется в памяти детей надолго, потому что каждый получил урок доброты. Так пусть зёрнышко прорастёт! Мы уверены, что на этом урок доброты не закончится, так как ребята придут в свои классы, чтобы посеять семена добра в другие души.

Нужно ли учить доброте детей? Несомненно! Но какими методами? Лучшим учебным пособием, по-моему, является личный пример. Если ребёнок видит, что родители по-доброму, с заботой и вниманием относятся не только к своим родным, но и к тем, кому необходима помощь, то они никогда не проявят равнодушия к инвалидам, не пройдут мимо старика, упавшего на дороге, мимо бабушки, которая не может самостоятельно перейти проезжую часть, мимо раненого животного. Уроки доброты — это прививка от равнодушия, которой так не хватает современному обществу.

Пусть день начнется с доброты,
Не с суеты, не с маяты.
Пусть будет больше теплоты,
Пусть день начнется с красоты.

Педагог-психолог старшего звена МБОУ «Лицей №6 г. Горно-Алтайска» С. ТОЛСТИК.

 

Об авторе: Звезда Алтая


© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru