Вторник, 12 ноября 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
10:40, 19 апреля 2012

Виталий УИН: «Приводите в секции детей!»


Виталий Уин — мастер спорта международного класса (норматив МС России по самбо выполнил в 16, по дзюдо — в 17 лет). Чемпион СФО по самбо 2005, 2006, 2007 и 2008 годов, победитель Чемпионата России по дзюдо среди сельских спортсменов 2008 года, чемпион России среди военнослужащих Внутренних войск МВД РФ 2008 и 2009 годов, победитель этапа Кубка мира (Санкт-Петербург) 2009 года, обладатель Кубка Президента Российской Федерации и чемпион России по самбо 2010-го. В 2011 году завоевал золото на Чемпионате мира по самбо (ноябрь, Вильнюс). В этом сезоне ему предстоит бороться на международных соревнованиях в Чехии, Италии (по дзюдо) и Венесуэле (по самбо).

Глядя сегодня на список его заслуг (здесь перечислены только золотые медали, есть еще серебро и бронза), как и на самого их обладателя — красивого, сильного и улыбчивого атлета, сложно представить, что когда-то у парня были большие проблемы со здоровьем, а на свою первую «официальную» схватку в детском лагере он вышел из …корпуса для инвалидов.
— Раньше я стеснялся об этом говорить, даже отказал в интервью одной из центральных газет, когда зашла речь о моей прошлой инвалидности, — признается чемпион. — Теперь считаю: рассказывать необходимо, ведь своим примером я могу помочь многим людям.
Большинство мам, беспокоясь о больных детях, стараются оградить их от любых нагрузок, а о спорте и думать не хотят, помещая своего ребенка «под колпак всеобъемлющей заботы». В результате человек часто вырастает закомплексованным, слабым и бесхарактерным, не способным что-то решить. У него нет не только физической, но и психологической закалки, тогда как спорт дает и то, и другое.
У меня были детский церебральный паралич, смещение шейного позвонка и очень слабые кисти — из-за них возникали проблемы с почерком, так как не мог держать ручку ровно, как полагается. После тренировок первое время руки часто сводило судорогой, было очень больно, но я терпел и продолжал занятия. Постепенно и как-то незаметно болезненные ощущения ушли, и сейчас о них напоминает лишь мое неумение рисовать (хотя мечтаю научиться).
Проблемы имелись, конечно, не только с руками. Но когда встал вопрос о пожизненной инвалидности, я не захотел получать эти справки — мне стало стыдно, ведь я уже занимался спортом, появились первые успехи и уверенность в своих силах. (Хотя и тогда, и после я приходил в общество инвалидов, и мне нравилось там общаться. Дети с ограниченными возможностями — добрые, и им, особенно тем, кто много времени вынужден проводить дома, требуется общение. Многие мамы, бывало, плакали от того, что их ребятишки в кои-то веки от души веселились, а моя мама — потому, что я по сравнению с ними выглядел здоровым). Сейчас, после стольких лет занятий, могу «перебегать» даже футболиста.
Я хочу сказать мамам больных детей: приводите их в спортивные секции! Пусть большинство из них не станут профессиональными спортсменами, это и не нужно: можно заниматься тем, что приемлемо для конкретного ребенка, и в том объеме, какой позволяет его здоровье. Важно, что занятия принесут пользу. Успех приходит только через терпение и волю, и это касается не только спорта высоких достижений, но и всего остального.
— Виталий, почему именно борьба? Когда и как ты решил прийти в спортзал, чтобы начать основательные тренировки?
— Еще маленьким, играя, боролся с мальчишками, и у меня неплохо получалось. Сейчас, оглядываясь назад, думаю, что была какая-то изначальная тяга к борьбе. Наверное, это от отца — он в молодости занимался единоборствами. С раннего детства перед моими глазами — пример сильного мужчины, способного за себя постоять.
В десять лет я отдыхал в лагере «Горняк», и так как имел группу инвалидности, жил в корпусе №3. Как-то к нам приехали ребята из спортзала Автоколонны 1931, чтобы провести мастер-класс, пропагандируя таким образом борьбу как вид спорта. После показательных выступлений спросили, желает ли попробовать побороться кто-нибудь из отдыхающих. Я вызвался: хотелось проверить себя. Мне «достался» Рома Тупиков, и так получилось, что я смог выиграть у него, удивив весь лагерь: мальчик из «отсталого» корпуса поборол спортсмена!
Так меня впервые пригласили в зал. Занятия начинались в сентябре, я собирался, но все как-то не получалось. А в 2000 году во время Олимпиады в Сиднее увидел трансляцию соревнований по дзюдо. Показывали Юрия Степкина, который завоевал бронзу, — его бой за третье место, интервью. Меня тогда очень впечатлили кимоно, черный пояс, эмоции…
Через какое-то время, когда все это уже немного забылось, одноклассники снова позвали в зал, на этот раз — на Ткацкую фабрику. Я жил тогда с родителями на Дубовой роще, с автобусами были проблемы, и, встав рано утром, пошел туда к семи часам — был, помню, день рождения Роналдо.
На первом же занятии, хотя нас особо не гоняли, очень устал и, помогая потом отцу (он строил дом), просто уснул. Но на следующий день пошел снова. Мне понравился и сам процесс, и то, что помимо непосредственно тренировок секция дает возможность общения с друзьями. Очень понравились люди. В отличие от улицы, где более сильный может обидеть слабого, поиздеваться над тем, кто не в силах дать сдачи, здесь все относятся друг к другу с уважением.
— Первый турнир запомнился?
— Конечно, я вообще помню почти все свои схватки. Примерно через месяц мои тренеры Сергей Юракаевич Аткунов и Роман Романович Чичинов предложили принять участие в соревнованиях на приз А.И. Ялбакова. Я же по жизни активист (это у меня от мамы!) — сразу и с удовольствием согласился.
Роман Романович нас, новеньких, буквально за ручку водил, рассказывая, кто с кем борется, что делает. Мне довелось встретиться с Валерой Сороноковым, с которым мы были тогда в одном весе (48 кг). Ребята предупредили, с кем придется состязаться — Валера на два года старше, и уже тогда был призером России по юношам. Я все же смог бросить его на четыре балла, какое-то время даже вел схватку. Примерно через минуту Валера выиграл, а я расстроился, несмотря на то что проиграл очень достойному сопернику. Он вышел в финал, и мне предстояло продолжить борьбу за третье место. Выиграв три предварительные встречи, я вышел на Рому Тупикова, с которым впервые боролся в лагере. Борьба была долгой и упорной, я победил и занял третье место, став единственным призером из тех, кто участвовал впервые. Домой шел пешком, прижимая к груди завоеванную грамоту.
— Для мамы это стало сюрпризом?
— Еще каким! Она была категорически против любых занятий спортом: из-за моей болезни старалась оберегать меня от всего, поэтому не знала не только про соревнования, но и вообще про занятия в секции. Увидев грамоту и мои глаза, она меня поцеловала, скрепя сердце, поздравила, но мнения своего тогда еще не изменила.
— Как много времени тебе понадобилось, чтобы осознать: то, чем ты занимаешься, — серьезный спорт?
— Понимая, что занимаюсь больше для себя, я проникался атмосферой борьбы и вскоре поставил цель: выиграть республику. Тем не менее проиграл на следующих соревнованиях, потом — еще и еще, так продолжалось месяцев пять. Только через полгода смог выиграть республиканский турнир и поехать в Пензу на российские соревнования по линии Министерства образования. «С этого времени началась ваша профессиональная спортивная жизнь», — объявил нам тогда Сергей Юракаевич. В моем весе (к тому времени уже 56 кг) было 66 человек. Я отборолся хорошо, даже не ожидал от себя такого результата — впервые на соревнованиях российского уровня и сразу 6 — 7 место. Тогда удачно выступили все наши ребята 1986 — 1987 годов рождения, и это отметил директор ШВСМ Геннадий Яковлевич Яйтаков.
— Были в твоей спортивной жизни периоды, когда хотелось бросить занятия?
— Как и у всех, наверное. После тех соревнований в Пензе я был третьим в Сибири, затем выиграл СФО, а вот на России не везло: всегда чего-то не хватало до призового места. Период, когда захотелось все бросить, наступил лет в 18: после травм колена и спины не тренировался практически всю зиму. Но весной позвонил Сергей Юракаевич и вызвал на тренировку с перспективой через две недели поехать на Россию. Неудобно было сказать, что хочу оставить спорт, пришел на сборы и стал два раза в день, преодолевая боль, тренироваться с мыслью: «Будь что будет».
На турнире попал в подгруппу с сильнейшими борцами — другая была попроще, ее лидер гарантированно выходил в финал. Но я заметил, что чем сложнее складывается для меня ситуация, тем проще я из нее выхожу. И это сыграло свою роль: настроился, решил, что хватит с меня проигрышей. Выиграв две схватки, вышел на мастера-международника южанина Виталия Саакяна. Я был уже мастером, но соперник, к тому времени выигравший взрослый Кубок мира, очень впечатлил. Меня подбадривали все сибиряки, присутствовавшие там. Я выиграл и дальше за выход в финал боролся с Мишей Пуляевым, который сейчас в олимпийской сборной по дзюдо. Мы боролись с переменным преимуществом, я проиграл, но получил очень ценный опыт. Это была моя первая бронза на молодежном Первенстве России. После этого решил: «Я буду бороться».
Позже тоже были периоды, когда казалось, что ничего не получается и пора бросать… В один из сложных моментов снова позвонил Сергей Юракаевич и озвучил предложение Уральского СКА. Я поехал в Екатеринбург, где меня встретил главный тренер сборной Свердловской области, начальник уральской региональной команды ВВ МВД Валерий Глебович Стенников. С первого же выступления занял второе место на России. Через полгода мне предложили контракт, и два года я занимался дзюдо, «забыв» про самбо. Тогда меня и заметил старший тренер сборной СФО по дзюдо Владимир Павлович Щедрухин, воспитавший участника Олимпийских игр в Барселоне Сергея Космынина (ныне старший тренер сборной России по дзюдо).
— В настоящий момент тебе ближе самбо или дзюдо? И есть ли любимые виды спорта помимо борьбы?
— У борца должны работать все группы мышц, поэтому нам близки многие виды спорта, и если в выходные мы не боремся, а играем в футбол, гандбол или волейбол, это идет не в минус, а только на пользу. В футболе, например, помимо ускорения и резких остановок нужно быстро принимать решения, просчитывая ситуацию на несколько шагов вперед, видеть, что происходит не только впереди и по бокам, но и сзади… В волейболе прыгаешь, развивая стопы, пальцы рук, трехглавые мышцы… В каждом виде спорта есть очень полезные для борцов элементы.
Что касается борьбы, то я не разделяю свои виды спорта, просто люблю их. Другое дело, что в дзюдо мне еще многое предстоит, а в самбо я достиг высшего результата, одержав победу на Чемпионате мира.
— Какие мысли были у тебя, когда на Чемпионате мира в твою честь играл Гимн России?
— О том, как долго я к этому шел! Наворачивались слезы, хотя сумел сдержаться. Прижимая руку к сердцу, я пел гимн и испытывал необыкновенную гордость от того, что родился в этой великой стране, что выступал за Россию!
— Виталий, бывая во многих городах России и многих странах мира, ты никогда не думал о смене места жительства, не хотел уехать «в центр»?
— Что вы! Алтай — самый необычный в мире край! Даже когда люди стремятся за границу в отпуск, я недоумеваю: у нас так много красивейших мест, в которых есть что посмотреть. Жаль, что большинство их я видел лишь на фотографиях — не хватает времени на путешествия. Хочется поехать в Улаганский район, чтобы увидеть каньоны, спуститься с той стороны к Телецкому озеру. В Кош-Агачском районе хочу побывать на источниках, в Усть-Коксинском — поближе к Белухе, в Усть-Канском — от Девичьих плесов уйти дальше в тайгу… Часто бываю на соревнованиях в Онгудайском районе, но хочу увидеть его «изнутри», заехать вглубь, не ограничиваясь районным центром и ближайшими селами. И жить, конечно, нужно только здесь, на родине, чтобы приносить пользу своей земле и людям.
— Твоя основная работа сегодня — это…
— Военнослужащий-контрактник и спортсмен-инструктор ДЮСШ. А еще по окончании Горно-Алтайского государственного университета (туда пришел после Горно-Алтайского педколледжа) я поступил в аспирантуру. Хочу разработать дозированный курс борьбы самбо и попытаться ввести его в программу общеобразовательных школ — как систему навыков самозащиты и самосохранения. Спросите любого борца: самбо помогает даже в гололед удерживать равновесие, а если и случается падение, то грамотное. Я не говорю уже про экстремальные ситуации, связанные с агрессией. Самых талантливых детей, а их сразу будет видно, можно забирать в спортшколы, чтобы с детства ориентировать на серьезные достижения, остальные приобретут для себя много полезных навыков.
К 2020 году самбо, думаю, войдет в программу Олимпийских игр, а у нас в республике умеют готовить борцов высокого класса. И о дзюдо не надо забывать: для подготовки олимпийцев нужен грамотный подход с самого детства, и касаться это должно не только собственно тренировок, но и питания, режима и еще многих сторон.
— Помимо борьбы какие виды спорта, на твой взгляд, должны быть в республике приоритетными и массовыми?
— Если говорить о массовом спорте, у нас много ребят, желающих чем-нибудь заниматься. Возьмите хотя бы дворовый футбол: на соревнования собираются по двадцать и более команд. Мальчишки хотят играть, только нужно почаще проводить соревнования.
Пусть будут разные виды спорта — по любому из них можно устраивать множество стартов местного уровня: семейные, еще какие-то. Для этого ведь не нужно много денег: необходимо организовать сам процесс и распечатать грамоты, чтобы отметить лучших. Зато кто-то выплеснет таким образом имеющуюся агрессию, другие начнут заниматься серьезно, третьи просто с пользой проведут время. В любом случае спорт меняет ход мыслей и действий каждого человека, и более всего он важен для воспитания молодежи.
— Свою сестренку к спорту ты уже приучаешь?
— Да, вместе с папой. Виктория (ее назвали в честь моих побед) младше меня на 18 лет, и в свои пять отжимается больше, чем иные взрослые, качает пресс и бегает по десять кругов вокруг дома.
— Какие качества, ты считаешь, должны в себе стараться развивать будущие спортсмены?
— Для спортсмена, как и для любого человека, очень ценно уважительное отношение ко всем людям, умение не ставить себя выше других и, достигая определенных результатов, оставаться прежним, не впадать в эйфорию и не задаваться. Для борца к тому же крайне важно быть добрым и уравновешенным. Наши навыки становятся оружием, которое при определенных обстоятельствах может обернуться против его обладателя (это я к тому, что не нужно отвечать на провокации). Иной раз не грех и убежать, если видишь, что народ не понимает и просто «напрашивается» на драку. Яркий пример исключительной доброты и уравновешенности — Федор Емельяненко. Этот человек уважает соперника, показывая хороший пример молодежи. Достаточно много общаясь в спортивных кругах, я все больше прихожу к мнению, что добротой, простотой в общении и чувством уважения к людям обладают все наши настоящие спортсмены.

Галина МИРОНОВА

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru