Чуя, где твои былые слава и величие?

Прославленному народному ансамблю «Чуя» в ноябре 2013 года исполнилось 45 лет. Заведующий отделом культуры Кош-Агачского райисполкома (в те годы им был я, Валентин Агафонович Чеконов) лично занимался его организацией: подбирал кадры, изыскивал финансирование. Это было трудное время, не хватало собственных специалистов, приходилось приглашать их из других районов. Тем не менее костяк артистов ансамбля составляли местные кадры.

Большую помощь мне оказывала выпускница Алтайской культпросветшколы Любовь Викторовна Чичканова (ныне Дарсалямова). Она взяла на себя заботу о подборе артистов и художественного руководителя. Вместе с местной поэтессой и композитором Зоей Сарбашовной Якояковой и при непосредственном участии поэта Александра Эдокова заместитель председателя райисполкома составила репертуар для первого концерта.

Первыми артистами ансамбля были Любовь Чичканова, Мансав Садуакасов, Аскер Саянов, Галина Каланчинова, Екатерина Чеконова, Кульбашин Самарова, Тамара Ахетова, Мария Байрамова, Адок Кисанов, Любовь Кабышева и сёстры Итышевы, танцор Герман Чеконов. Художественный руководитель – Анатолий Бобров, балетмейстеры – Анатолий Суртаев и Александра Пикина. Директором ансамбля был назначен Чаймордан Абугалимов, заместителем по хозчасти – Кабдеш Аманов.

По совету Михаила Васильевича Карамаева, второго секретаря ОК КПСС, в ансамбль пригласили известного певца Горного Алтая Николая Воинкова, знаменитого Койонока. С его приходом «Чуя» получила новое звучание.

После того как я ушел на работу в аппарат райисполкома, заведующим отделом культуры стала Людмила Михайловна Поносова. Она не дала рассыпаться ансамблю, сохранила его, и он зазвучал с новой силой.
Ансамбль с гастролями побывал во всех союзных республиках СССР и за рубежом. Он стал лауреатом премии Ленинского комсомола.

Уже ушли из жизни многие первые артисты ансамбля. Им на смену пришлм молодые, талантливые, с яркими и звонкими голосами. Они пытаются сохранить ансамбль. Увы! Силёнок не хватает. Нет им помощи, как раньше, ни советом ни делом. И не стало слышно голоса некогда прославленного ансамбля, которому рукоплескали Москва и другие города нашей страны.

Если «Чуе» не помочь сегодня, то его чарующий голос, принёсший славу не только ковыльной кош-агачской степи и жемчужным горам голубого Алтая, но и нашей великой Родине, умолкнет навсегда.

В этом году ансамбль приезжал на гастроли в Горно-Алтайск. Я случайно узнал об этом и пришел на концерт. Репертуар был составлен грамотно и интересно. Но… в зале было очень мало зрителей.

Мне было больно и обидно за некогда знаменитый коллектив, на создание которого я и мои товарищи Любовь Чичканова, Мария Байрамова, Зоя Якоякова, Александр Эдоков, Николай Арбанаков, Талип Карамурзанов, Михаил Карамаев потратили очень и очень много нервов, сил и энергии.

***

45 лет назад не многие верили в создание такого коллектива, главным препятствием было отсутствие бюджетного финансирования. На совместном заседании бюро райкома КПСС и райисполкома я попросил финансовую помощь. Талип Чакерович, первый секретарь РК КПСС, сказал мне буквально следующее: «Валентин Агафонович, тебя знают и уважают все председатели колхозов. Когда ты «секретарил» (работал в райкоме ВЛКСМ. – Прим. автора.), многих из них принимал в комсомол, направлял на комсомольскую и хозяйственную работу. Ты и меня в комсомол принимал, не забыл? Поезжай по колхозам и договаривайся. Мы тебе даём зелёный свет. Ансамбль – не государственная организация, и в этом трудность финансирования».

Благо, руководитель банка Елена Андреевна Васильева, человек большой души и обаяния, посоветовала открыть счёт в банке и заключить договоры с колхозами по оплате выступлений артистов. «Нарушений здесь нет», – заверила она.

Договариваться с председателями колхозов тоже нелёгкая задача. Пока убедишь и уговоришь заключить с отделом культуры договор по обслуживанию художественной самодеятельностью чабанских стоянок, устанешь так, как если бы два гектара покоса выкосил. Порой закрадывалась подленькая мысль: «Не бросить ли всё к чёрту?» Потом, посоветовавшись с товарищами, опять брался за работу.

Когда состоялись первые выступления ансамбля, председатели колхозов стали помогать. Ансамбль стал межколхозным.

На первых порах пришлось оголять сельские клубы и Дома культуры – их работников направлять на работу в ансамбль. Понятно, председатели сельсоветов были недовольны таким «самоуправством» заведующего отделом культуры. Но эти меры принимались во имя благой цели.

Пишу о трудностях, связанных с созданием ансамбля, не за тем – не подумайте! – чтобы возвеличить свою персону. Нет и нет! Хочу добрым словом отметить моих бывших соратников и коллег. Один бы я не сумел организовать такой коллектив – рядом со мной стояли и поддерживали необыкновенные товарищи, друзья, единомышленники.

Работники отдела культуры развернули большую агитационно-пропагандистскую работу: рассказывали о пользе, которую приносит ансамбль. И это тоже сработало.

Меня удивляет по сей день, почему идею создания ансамбля поддержали многие руководители «грозных» учреждений, далёких от искусства, таких как народный контроль (Иван Омин), прокуратура (Владимир Толмачёв), милиция (Александр Косолапов). Даже народный судья Александр Мунатов и уполномоченный КГБ по Кош-Агачскому району Дмитрий Бакрасов теребили: когда можно будет посмотреть первый концерт?

Заведующий районным финансовым отделом неколебимый Дмитрий Шонхоров, держатель районного бюджета, и тот живо интересовался нашими делами и просил хозяйственных руководителей помогать.

Участие людей поднимало наше настроение. Были и такие, которые считали ансамбль пустой затеей. Они-то, как говорится, попили нашей кровушки. Писали в разные инстанции кляузы, анонимные письма. Были и «радетели» за народную копейку, устраивавшие разносные ревизии бухгалтерии отдела культуры.

Примечательно, что после того, как ансамбль заработал в полную силу, те «доброжелатели» первыми стали поздравлять и хвалить нас, организаторов. Непостижима душа человеческая!

Несмотря на большую государственную занятость, держал в поле своего зрения работу творческого коллектива выдающийся политик, великий сын алтайского народа Михаил Васильевич Карамаев.

Позднее за организацию ансамбля даже удостоился похвалы «самого», то есть первого секретаря ОК КПСС Николая Семёновича Лазебного, далее – Чета Кыдрашевича Кыдрашева, председателя облисполкома. Что греха таить, оба руководителя на поощрения были очень скуповаты.

***

Вернёмся в наши дни. Побеседовав с артистами, сделал вывод: судьба ансамбля никого не волнует. Интересуются больше сиюминутными однодневными коллективами, которые живут чуть больше года и растут как грибы после дождя.

Удивило и другое. В своё время на выступление ансамбля в городе первыми приходили наши земляки-кошагачцы. На сей раз даже они не пришли. На второе выступление я не попал из-за болезни. А жаль, хотелось посмотреть, кто из земляков пришёл поддержать своих артистов.

Почему-то молчит глава Кош-Агачского района, уважаемый в республике и мною лично Ауельхан Джаткамбаев.

Созданный большим трудом старшего поколения в двадцатом столетии ансамбль «Чуя» не должен развалиться, уйти в никуда. Он должен жить, развиваться и радовать людей!

Яснее ясного: в наше время, когда нет мощных колхозов, финансировать ансамбль затруднительно. Следует искать какой-то выход из создавшего положения.

Коллектив «Чуи» ждёт вашего внимания, Ауельхан Джазитович! Без вашей поддержки он развалится. Хочу верить, вы дадите прославленному ансамблю новое дыхание и он снова зазвучит своим золотым голосом.
А пока… так и хочется спросить: «Чуя, где твои былые слава и величие? И вернутся ли они? И если вернутся, то когда?»

Чуя

Валентин Чеконов, организатор ансамбля «Чуя»

На фото (из архива автора)артисты Чуи с чабанами после концерта в урочище Чаган-Боргузы, Кош-Агачский район, 1973 г.

Related posts

комментарии