Суббота, 17 февраля 2018   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Крыша над головой
8:42, 06 апреля 2014

Крыша над головой


Жилищный вопрос – тема злободневная и непростая не только для жителей нашего региона, но и для всей России в целом. Особенно беззащитны в этом плане дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Если у большинства «домашних» детей все же существует надежда приобрести дом или квартиру с помощью родственников или получить жилье в наследство, то ребятам, воспитывающимся в казенном учреждении, рассчитывать, кроме как на государство, не на кого. И надо сказать: власти как страны, так и региона прикладывают много сил к тому, чтобы сироты, справившие совершеннолетие, не чувствовали себя лишними, никому не нужными людьми в современном обществе, чтобы они имели условия для создания хороших семей и могли воспитывать своих детей, давая им то, чего были лишены сами, – родительскую любовь и ласку и тепло отчего дома.

К сожалению, всегда находятся люди, не стесняющиеся поживиться даже за счет сирот (так называемые риелторы). Сколько ребят, не знающих жизни, становились обманутыми, не успев получить вожделенные ключи от квартиры! Именно поэтому закон вновь подвергся изменениям, направленным в первую очередь на защиту прав сирот. Подробнее об этом мы беседуем с начальником отдела семейной политики, опеки и попечительства Министерства труда и социального развития РА М.В. АНТОНОВОЙ.

– Марина Владимировна, расскажите, как отныне реализуется этот закон на территории нашей республики.

– С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон №15 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно положениям которого внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», устанавливающие новый порядок обеспечения жилыми помещениями. В соответствии с документом детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа будут однократно предоставляться благоустроенные жилые помещения из специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очередности постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье.

Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа вышеназванных категорий граждан в соответствующем населенном пункте муниципального образования Республики Алтай.

– Что значит условие по «договору найма»? Это накладывает какие-либо ограничения?

– Предоставление жилого помещения сопровождается заключением договора найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. В этот период дети-сироты не вправе продать, подарить квартиру или дом или распорядиться ими каким-либо иным способом. По истечении пяти лет принимается решение об исключении жилого помещения из специализированного жилого фонда и заключается новый, теперь уже бессрочный договор социального найма. В случае если выявляются обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина трудной жизненной ситуации, с ним вновь заключат договор найма специализированного жилищного фонда сроком на пять лет.

– Такой подход обоснован?

– Да. Он позволяет предотвратить незаконные сделки, а также иные мошеннические действия, влекущие утрату права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилые помещения.

– Что согласно поправкам делается в данном направлении в нашем регионе, конкретно – министерством труда и социального развития республики?

– Во исполнение вышеуказанной нормы в марте прошлого года у нас был принят Закон РА №12-РЗ «Об обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай». В августе того же года постановлением Правительства РА был утвержден Порядок формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, включения и исключения жилого помещения из указанного специализированного жилищного фонда.

В соответствии с действующим законодательством республиканским министерством труда и социального развития осуществляется формирование и ведение сводного списка категорий граждан, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями. Данные нам предоставляют подведомственные учреждения – управления социальной поддержки населения районов республики, в которые подаются заявления. Обращаться нужно по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 30 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет.

– Сколько детей-сирот в республике?

– 1442 ребенка, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 лет и старше состоят на учете как нуждающиеся в обеспечении жилыми помещениями, в том числе 1038 детей достигли 18-летнего возраста и права на получение жилья.

– В нашем регионе непростая ситуация со специализированным жильем. Удается ли обеспечить квартирами всех нуждающихся?

– Ежегодно республиканское министерство труда и социального развития представляет в министерство регионального развития техническое задание на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот, оформленное с соблюдением очередности постановки на учет.

Мероприятия по приобретению и строительству многоквартирных и жилых домов осуществляет Минрегионразвития. Окончанием процедуры формирования специализированного жилищного фонда является включение министерством имущественных отношений республики жилого помещения в Реестр специализированного жилищного фонда.

В 2013 году специализированными жилыми помещениями планировалось обеспечить 106 детей-сирот, однако приобретено было только 53. Трудность в освоении предусмотренных средств заключалась в том, что в прошедшем году сроки не позволяли построить новое жилье, а рынок вторичного жилья в республике по своему техническому состоянию и количеству предложений существенно ограничен. Оставшиеся средства будут освоены в текущем году, преимущественно путем строительства индивидуальных и многоквартирных домов.

В этом же году планируется обеспечить жилыми помещениями 186 детей-сирот. На указанные цели предварительно предусмотрено 197471,1 тысячи рублей, в том числе из бюджета Республики Алтай – 77627,6 тысячи руб.

– Можно ли говорить о том, что процесс пошел, строительство идет и сейчас, жилье для детей-сирот будет?

– В настоящее время идет формирование специализированного жилищного фонда, проводится работа с органами местного самоуправления о своевременном выделении участков под строительство.

По данным министерства регионального развития, сегодня ведется строительство многоквартирного дома в микрорайоне Алгаир-2 (с. Майма), где предусмотрены квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ввод в эксплуатацию запланирован в конце года. Завершается строительство жилья в Онгудайском и Усть-Канском районах, а также трехэтажного жилого дома в с. Кызыл-Озек, где 12 квартир предусмотрено для детей-сирот. Во всех остальных районах и в Горно-Алтайске определены площадки под застройку необходимого количества жилых помещений.

Министерство регионального развития республики ведет активную работу по реализации данной программы в 2014 году и своевременному освоению средств республиканского и федерального бюджетов.

– Как быть тем сиротам, которые имеют на руках решение суда, принятое до вступления в силу поправок к ФЗ?

– По состоянию на 1 декабря 2013 года в республике числилось 60 детей-сирот, в пользу которых в 2012-м вынесены и не исполнены решения судов общей юрисдикции Республики Алтай по обеспечению жилыми помещениями.

Согласно ст. 7 Закона РА от 26.03.2013 г. №12-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай» обязательства по предоставлению им жилых помещений, возникшие из судебных решений, вступивших в силу до 1 января 2013 года, подлежат исполнению путем предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения либо предоставления жилого помещения по договору социального найма из средств республиканского бюджета.

Средства на исполнение исков, за счет которых планируется обеспечивать финансирование судебных решений, вынесенных к казне республики, предусмотрены в бюджете Республики Алтай на 2014 – 2015 годы.

Подготовила Наталья Антюфьева.

 

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru