Воскресенье, 17 декабря 2017   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Тот самый Иван Южаков
9:35, 26 сентября 2013

Тот самый Иван Южаков


Иван ЮЖАКОВ – тот самый иогачский предприниматель, который выкупил, отремонтировал, а затем и вывел на воду «Пионер Алтая». Однако ремонт легендарных судов – не профильное его занятие. В интервью Ольге САМОХВАЛОВОЙ бизнесмен рассказал о других своих проектах и планах и поделился мыслями по поводу местного предпринимательства.

– Иван, как вы для себя формулируете понятие предпринимательства?

– Самоорганизация как вид деятельности: когда ты не просишь, чтобы кто-то пришел и дал тебе работу, а сам себя ею обеспечиваешь.

– Что главное в бизнесе?

– Многогранность. Он не должен лежать в одной плоскости. В моем случае бизнес – не только обслуживающий сегмент рынка, но и производство, строительная отрасль, сельское хозяйство. Я использую «систему кристалла»: рост от маленького зернышка к большому результату. Если правильно его выстраивать, он будет расширяться.

– Одна из граней вашего бизнеса – выпечка хлеба…

– Да, моя пекарня сейчас снабжает хлебом четыре села – Иогач, Артыбаш, Кебезень и Усть-Пыжу. Руководители предприятия, которому она раньше принадлежала, собрались пекарню закрыть, и в феврале 2009 года работники попросили меня взять ее в аренду. Выручка была маленькой, но зарплату людям я поднял. Полгода работал в убыток по 50 тысяч каждый месяц, понимая: в первую очередь нужно сохранить коллектив, а также рынок. Уже потом начал строить здание, залез в долги, кредиты, но построил. И все оправдалось.

– То есть изначально это не было вашей идеей…

– Я люблю брать недоделанные проекты, можно даже сказать, чьи-то нереализованные мечты. Если нет в данный момент своей идеи, могу взять любую другую, которую по каким-то причинам не смогли воплотить другие (не увидели ее до конца, не поверили в себя). Для меня это всегда вызов, а самое главное в процессе – видеть, каким это может быть.

– Каким бизнесом вы бы никогда не стали заниматься?

– Торговать спиртным. В своем кафе я продавал напитки, но только очень дорогие – чтобы там не собирались любители выпить. К тому же торговля мне просто неинтересна, мне нравится строительство, производство.

– Статус предпринимателя в нашей стране отличается от такового в других государствах. По-вашему, это мешает добиваться успеха?

– Многим мешает. У нас в стране есть большая проблема – зависть. В Европе люди уважают деньги и то, что человек их сам заработал, у нас же реакция обратная: могут простить все что угодно – неудачи, запои, лень, малодушие. Но вот успеха не простят. А ведь его добиваются не «везунчики», как принято считать, а те, кто и после сотой неудачи поднимается и идет дальше, те, кто наделен просто вселенским терпением. Нужно терпеть и ждать, но при этом делать и делать. Каждый день должен быть предназначен для чего-то: даже если ты сегодня отдыхаешь, то для того, чтобы набраться сил и завтра сделать дело.

К тому же основная масса людей, пришедших в бизнес, не имеют практического опыта и не видят путей развития. Бывает, человек занимается чем-то и не понимает, почему у него нет прибыли, а потом отчаивается. На самом деле нужно было лишь чуть-чуть повернуть ситуацию, изменить структуру бизнеса. Например, где-то встать к прилавку самому вместо того, чтобы нанимать трех продавцов, а в другом случае – сделать наоборот.

Этому можно учиться на практике, а можно изучать опыт других предпринимателей, из других стран. В этом плане очень полезны учебные поездки в Европу. Считаю, на уровне района и республики нужно реализовывать специальные программы, чтобы начинающих предпринимателей, а можно даже и школьников, вывозить куда-то не на отдых, а именно на учебу. Тогда, кстати, люди станут понимать, что мы здесь на самом деле живем хорошо, у нас гораздо больше природных ресурсов, просто не осознаем ценности нашего богатства.

Также обязательно нужно проводить обучающие семинары, тренинги (в том числе личностного роста), чтобы люди понимали, знали, как строить свой бизнес.

– Можете дать какой-то практический совет начинающим предпринимателям?

– Иногда очень важно влить в бизнес инвестиции, чтобы дать импульс для быстрого роста, ведь, вкладывая постепенно, можно затянуть развитие на долгие годы. Для этого не всегда нужен большой объем средств, и можно, например, кредитоваться. К слову, нормальные, внятные проекты у нас охотно кредитует Сбербанк. Но кредит нужно брать лишь в том случае, если ты уверен в своих силах и в своем деле.

Прежде всего не надо бояться начинать. Многие сегодня уже забыли, с чего начинал я. Когда в 2001 году возводил первый домик для туристов, используя старые бревна от сарая, какой-то горбыль, надо мной все смеялись. Но я вкладывал в него все свои силы, продал лодочный мотор, мотоцикл, магнитофон. Делал все своими руками, успевая и на официальной работе, и дома.

Лет через десять многие из тех, смеющихся, сами стали строить домики. Есть и те, кто смеется до сих пор, сам ничего не делая. И что интересно: когда начинаю любое новое дело, люди, бывает, называют это глупостью. Когда четыре года назад я купил «Пионер Алтая», многие искали причины, по которым теплоход не должен был «пойти»…

– Какие, например?

– Например, говорили: не дадут разрешение. На самом деле с этим не было проблем, ведь изначально все делалось по проекту. «Пионер» – серьезное, надежное судно.

– Как вы видите перспективы развития бизнеса в нашем районе?

– Считаю, нам не нужно пытаться привлекать каких-то огромных, мощных инвесторов с миллиардами, которые могут быть неповоротливы в бизнесе. Только местные (включая тех, кто приехал недавно, но намерен остаться на ПМЖ) могут правильно развивать эту территорию. Просто для этого нужны общее видение и единая стратегия.

Мы, конечно, можем вразнобой настроить домиков посреди картофельного поля, но вряд ли получим от этого желаемый результат. И еще: прежде чем развивать район, необходимо развить село, создать модель, показать, что она работает, и потом применить ее на других селах.

– А как, вы считаете, должна разрабатываться стратегия развития территории?

– Я вижу это так: пригласили специалистов, которые учли наши пожелания, посмотрели, подумали, дали совет. А дальше мы должны думать и решать самостоятельно. Как одну из площадок создания такой стратегии я рассматриваю Совет Телецкого озера, потому что в нем представлены практически все заинтересованные участники развития территории, он всегда открыт для диалога и обсуждений. Но самое важное – не надо ни от кого ничего ждать, мы все можем сделать сами. И эта самостоятельность – главная составляющая стратегии.

– Иогач и Артыбаш – своеобразные села…

– Да, они развиваются не так, как другие сельские поселения района, и наш бизнес резко отличается от бизнеса в том же Турочаке. В наших магазинах нет обедов и выходных дней, у нас совсем другой ассортимент, торговля и сфера обслуживания работают на другом уровне. Предприниматели наших сел на голову выше других, потому что с них иной спрос: люди к нам приезжают из больших городов, на этом рынке уже нельзя быть слабым. Отрадно, что односельчане быстро реагируют на изменение спроса – строят новое жилье, дополняют его удобствами. Малый туристический бизнес мобилен и конкурентоспособен.

Самый лучший двигатель бизнеса, в том числе туристического, – конкуренция, и если мы будем развиваться правильно, наши села смогут превратиться в настоящий курортный городок. Только для этого необходима соответствующая инфраструктура. Обязательно нужно заниматься развитием зимнего туризма – без него мы сейчас только выживаем. По-настоящему развиваться мы сможем, когда у нас будет «зима».

И еще: люди приезжают и возвращаются к людям. Не к отелям, а именно к людям, хозяевам домов и усадеб, потому что человеческое общение всегда более предпочтительно, чем самый высокий уровень отельного сервиса. И это дает еще больше возможностей реализовать себя.

Хотя и комфорт немаловажен. Я вижу, как на мою набережную приходят отдыхающие – они гуляют, фотографируются. Такие набережные и бульвары должны появиться и в других местах – многие хозяева уже облагораживают берега возле своих усадеб. Это не требует огромных вложений, можно все отделывать природными материалами, которые есть у нас под ногами, но создавать это нужно по согласованному единому проекту. Это серьезное дело, которое должно остаться на долгие годы. При этом, разумеется, и местные жители, и гости должны иметь свободный проход к берегам.

Также считаю, что нам просто необходимо развивать сельское хозяйство. Гости в первую очередь спрашивают местные натуральные продукты. А мы им в данный момент ничего толком предложить не можем. Местный продукт должен стать брендом нашей территории.

– Не кажется ли вам, что туризм – не самая устойчивая отрасль экономики, на нее нельзя делать акцент в развитии территории?

– На самом деле это очень устойчивая отрасль – если ее правильно развивать, что и показывает опыт европейских стран. Люди работают всегда и везде и приезжают в такие места, как наше, чтобы хорошо отдохнуть. А мы должны предоставить им такую возможность. Чем лучше организуем их досуг, тем лучше будем жить сами.

При этом не нужно забывать, что наш основной клиент – сибиряк. Не надо ждать больших потоков москвичей и иностранцев. Прежде всего надо организовать интересный и доступный отдых для своих соседей.

– Ваш самый «громкий» проект – восстановление «Пионера Алтая». По окончании первого этапа ремонтных работ вы организовали в нем Музей Телецкого озера. Как родилась идея, и где теперь музей?

– Идея возникла давно, когда я занимался в краеведческом кружке при школьном музее под руководством Ларисы Спиридоновны Неверовой и Галины Митрофановны Смертиной. Те занятия мне многое дали. Я не только многое узнал, но и научился общаться, выступать перед большой аудиторией, что сегодня помогает мне в туристическом бизнесе. Сейчас для меня музей – возможность показать гостям и местным жителям, что и как здесь было, ведь известно: кто не знает своего прошлого, у того нет и будущего. Как правило, те, кто интересуется историей, – люди с приятной энергетикой, с ними интересно общаться.

Экспонаты музея сейчас собраны на хранение, мы ищем подходящее здание. Считаю, лучшим местом для размещения музея могло бы стать Яйлю, при этом должно быть как можно больше материалов об Алтайском заповеднике, потому что Телецкое озеро без него представить уже невозможно.

– Иван, что помогает вам заниматься несколькими проектами в плане бизнеса одновременно, при этом вы уделяете время и общественным делам?

– Отношение к жизни. Не нужно жаловаться, нужно просто работать. Понимаете, ведь даже разозлиться можно по-разному. Можно идти по улице, наступить в лужу и обидеться за это на все и вся – даже на дождь. А я скорее разозлюсь на себя: что же, засыпать ее не мог? Можно бегать, кричать и жаловаться, а можно просто взять и сделать. Просто из каждой ситуации нужно делать для себя правильные выводы и не искать причины своих проблем в других. Потому что причина – только в тебе самом и в твоем отношении к ситуации. Я мыслю не «кто и что мне дал или даст», а «куда я могу вложить», не «кто полезен для меня», а «для чего я полезен, чем могу помочь». Так меня научила жизнь.

 

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru