В Купчегене в рамках инвестиционного проекта по развитию предпринимательства планируется строительство Центра народно-прикладного искусства «Копши-Кем» и галереи «Улу-Кем» республиканского значения. Село славится мастерами народных промыслов, использующих при изготовлении сувенирной продукции пазырыкский стиль. С одним из них – Серемеем Кунанаковым, мне удалось познакомиться во время очередной командировки. В небольшой мастерской рядом с домом Серемей работает с зятем Эркином Баимовым. Вместе делают сёдла, сбрую, занимаются чеканкой, резьбой по камню, литьём.
Сколько Серемей себя помнит, его отец сёдла ладил. Обычно дети продолжают дело родителей, но не в этом случае. Подростка это мало интересовало. Став взрослым, от предложений поработать вместе над очередным седлом обычно отмахивался. Молодой был, думал, что всё вечно на земле — и отец с инструментом в руках тоже вечен… Хорошо, что отцу хоть иногда удавалось заманить сына в свой сарай-мастерскую. Без особого рвения, но Серемей заходил, смотрел на работу. Потом это очень пригодилось.
Тогда в Купчегене только три мастера делали хорошие седла. Отец рано ушёл из жизни, только после этого сын стал учиться его ремеслу. До развала в стране работал табунщиком в совхозе «Купчегенский», а седло для табунщика – самое первое дело.
— Это в 80-е годы было. Тогда в совхозах в основном использовались заводские кавалерийские сёдла, только они для пастухов неудобны. Вот с этого начал. Сначала просто переделывал заводские, а потом уже сам стал придумывать что-то своё. Основа-то у седла деревянная, и слабые части в конструкции гниют. Я решил: надо что-то менять. И стал использовать основу из алюминия, она легче и практичнее. Вот так жизнь заставила продолжать дело отца. Недоуздки, нагрудники и в целом сбрую для коня давно сами делаем.
Со временем Серемей начал осваивать чеканку, литьё. Уж очень хотелось украсить сбрую по подобию старинных уздечек, нагрудников, которые мастера изготавливали из металла с применением гальваники. Методом проб и ошибок освоил отцовское ремесло и сделал своё первое седло. Было это более двадцати лет назад. Седло подарил старшей сестре жены, она тогда тоже в совхозе работала. Качество говорит само за себя: оно сейчас в Малом Яломане и до сих пор в работе.
За два десятка лет мастер конструкцию своего седла усовершенствовал, и сейчас оно в окончательном варианте весит примерно пять килограммов. Кто хоть раз осёдлывал коня, понимает, что это очень облегчает работу всех, чья деятельность так или иначе связана с верховой ездой.
Новый импульс дало знакомство с народными умельцами из Тувы. В 2010 году алтайские мастера в Москве на выставке народных промыслов познакомились с тувинскими коллегами, мастерами по чеканке и литью, использующие древние техники.
В августе 2011-го Серемей Кунанаков вместе с мастером по седлам из с. Боочи Николаем Аилдашевым, директором ООО «Солнечная Энергия» Андреем Ялбаковым и директором Фонда устойчивого развития Алтая (FSDA) Чагатом Алмашевым поехали в два района Тувы (Монгун-Тайгинский и Бай-Тайгинский кожууны). Там в течение десяти дней знакомились с работой тувинских мастеров по чеканке, резьбе по камню и литью. А уже в следующий раз Серемей вместе с зятем Эркином и Аржаном Кухаевым поехали в Тыву учиться. Занимались с удовольствием, быстро осваивали технологию коллег по цеху. Тувинцы смеялись: «Вас, алтайцев, страшно учить, вы слишком быстро схватываете!» А конкуренцию ещё никто не отменял, даже в народных промыслах.
Сегодня купчегенские мастера применяют полученные знания на практике, чеканят, режут камни. Самое трудоёмкое – это чеканка, затем литьё. Его используют для украшения сёдел, чеканку – для изготовления сувениров и как матрицу для литья. Сувениров, сделанных в мастерской, в придорожных лавках по Чуйскому тракту нет. «Делаю и дарю, — улыбается Серемей. — Торговать не умею. Быть кузнецом и продавцом ну никак не получается».
Иногда с полуночи и до раннего утра в мастерской кипит работа. Дело в том, что электрическое напряжение в сёлах низкое, и если включить ту же печь, в которой плавится металл, то соседи будут испытывать определённые неудобства. Вот и работает Серемей по ночам и надеется, что с открытием в селе центра ремёсел можно будет ночь оставлять всё-таки для сна, а не для работы.
Основным для себя в изготовлении изделий определили скифо-сибирский стиль. Образцами служат репродукции археологических находок Башадара, Шибе, Туекты. Кроме точных древних копий в мастерской много импровизируют, создают уже собственные оригинальные предметы конской сбруи.
Во время первой поездки в Туву появилось желание изучить секреты изготовления ковбойских сёдел в стиле вестерн. Так родился проект «Тотемное ожерелье», который был реализован с помощью Фонда устойчивого развития Алтая, и в прошлом году Серемей побывал в Америке. Посмотрел весь процесс изготовления ковбойских сёдел в г. Дюранго в штате Колорадо у знаменитых мастеров по седлам Лизы и Лорен Скайхорс. Эта супружеская пара в рамках проекта уже побывала в республике. Мастера из Колорадо провели в Купчегене семинар по тиснению кожи и окантовке седел.
— Это был высшего уровня тренинг, и мне ещё больше захотелось поучиться у американцев. Было что взять себе на заметку. Главное отличие при изготовлении сёдел в том, что мы всё от начала до конца сами делаем, до мельчайшей детали. А у них идёт разделение труда: деревянную основу — один человек, фурнитуру – другой, третий собирает сёдла, четвёртый украшает. Технология обработки кожи другая, например применяются тиснение на коже и плетение узоров (также из кожи) для украшения готового изделия. Сёдла у них делают не одно столетие, технология выращивания скота у них и у нас совсем разная. Мы скот в пригон загоняем на своих двоих, а они — только верхом с лассо. Сёдла у них удобные, крепкие и низко посаженные. У нас немного выше.
Вернувшись домой, попробовал применить всё, чему научился в Америке, и остался доволен результатом: сделал новое красивое седло. Заказов хватает. В республике хорошие сёдла сейчас делают всего несколько человек. Например, Эзендей Мундукин, Аржан Кухаев, Женя Чётов. А ещё есть у нас знакомый в Улус-Черге — Матто, он делает ковбойские сёдла и конную упряжь в стиле вестерн и даже шьет ковбойские сапоги.
Большую роль в сохранении и развитии шорного дела в регионе должен сыграть будущий Центр «Копши-Кем» в Купчегене, о строительстве которого было заявлено летом в рамках рабочей поездки по разработке проекта «Купчегень – село мастеров» министра туризма и предпринимательства Евгения Ларина и главы Онгудайского района Мирона Бабаева. Со строительством Центра Серемей связывает и реализацию нового задуманного проекта «Золотые седла Алтая», направленного на обучение молодых земляков премудростям изготовления алтайского седла с использованием новых техник и инструментов, взятых у американских мастеров.
Сегодня купить хорошее седло сложно, несмотря на немалую цену. Простое стоит порядка 15 тысяч, а «с красотой» — до 50 — 60 доходит. Традиционный образ жизни со всей атрибутикой сохранился лишь в некоторых регионах России. Шорников днём с огнём сложно отыскать, а потому заказы поступают не только из республики. Во время нашей встречи в мастерской было седло, заказанное для жителя Екатеринбурга. «Сколько заказчику это седло служить будет?» «Лет двадцать точно, — ответил Серемей. — А может, ещё и внукам достанется…»
Любовь ИВАШКИНА.