Федеральная трасса М-52 — одна из самых красивых дорог в мире. Магистраль проходит по территории Алтайского края и Республики Алтай. Ее протяженность — 962 километра. Чуйский тракт удостоен собственного музея. Он располагается в здании Бийского краеведческого. Здесь можно увидеть архивные документы и фотографии, объемный макет дороги, картины, чертежи, диаграммы.
Недавно Чуйский тракт вошел в десятку красивейших дорог мира, по версии National Geographic. В топе, опубликованном на страницах известного научно-популярного географического журнала, Чуйский тракт занимает пятую позицию. Вместе с ним в десятке самых красивых дорог мира французское ущелье Вердон (первое место), Памирский тракт, проходящий через территорию Киргизии и Таджикистана (второе), американская трасса Далтон Хайвей (третье место).
— Проехать по Чуйскому тракту — все равно что пересечь всю Россию, — пишет американское издание, — дорога непредсказуема и огромна, как сама страна.
Какими глазами смотрят туристы на самую живописную магистраль нашей страны? И что они могут увидеть? «Звезда Алтая» приглашает своих читателей в незабываемое путешествие по Чуйскому тракту.
Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек. Перед вашими глазами ровный и спокойный пейзаж. Несколько десятков километров, и картина меняется. Самые красивые места начинаются на границе Алтайского края с Республикой Алтай.
Первая достопримечательность, которую редко кто из отдыхающих обделяет вниманием, — памятник природы Республики Алтай источник Аржан-Суу вблизи села Манжерок, также его называют Серебряным источником. Свое начало ключ берет из скальных трещин одновременно в разных местах, а уже через некоторое расстояние ручейки сливаются в единый поток. Утолите жажду ледяной водой, которая содержит в себе множество минеральных примесей. Она благотворно влияет на обмен веществ в организме человека и может довольно долго храниться.
Проезжаем Шебалинский район, Семинский перевал, и вот оно, чудо, одно из живописнейших мест Алтая — перевал Чике-Таман. Его высота составляет 1460 м, однако из-за своей крутизны перевал кажется значительно выше. У тех, кто здесь впервые, от подъемов, резко петляющей дороги, крутых обрывов и открывающихся горных панорам просто захватывает дух! Спешите делать десятки фотографий, но они не передадут даже сотой части ощущений от поездки по горному серпантину.
Несмотря на всю свою зрелищность, «Чике-Таман» переводится с алтайского языка как «плоская подошва»!
Еще несколько километров пути, и снова место, достойное остановки: парк Чуй–Оозы у слияния рек Чуи и Катуни.
Для алтайцев этот уголок священный. Чистые воды Катуни соединяются с мутными — Чуи. Слева вы увидите долину реки Чуи, вдоль которой проложен Чуйский тракт. Справа — долину Катуни и горную дорогу на село Инегень. В месте слияния рек установлена беседка. Воды Чуи здесь (после слияния с рекой Чаган-Узун) мутно-белого, свинцового оттенков и кажутся плотными и густыми. Катунь — чистая и бирюзовая. Соединяясь вместе, они образуют единый двухцветный, с четкой границей поток и какое-то время текут, не смешиваясь, – уникальное зрелище!
Следующая достопримечательность — это скала Белый бом — некогда самый опасный участок Чуйского торгового пути. Под скалой на берегу Чуи расположен памятник погибшим бойцам Красной армии. Во времена Гражданской войны малочисленный отряд местных жителей устроил на Белом боме засаду и расстрелял около 200 красноармейцев. Недалеко от легендарной скалы есть еще одно печальное место. Памятник герою известной шоферской песни Кольке Снегиреву. Как поется в песне, в прошлом веке он водил в этих местах свой АМО и безответно любил Раечку, управлявшую грузовым «Фордом». Однажды девушка сказала: обгонишь — стану твоей. Увидев впереди на дороге «Форд» своей возлюбленной и забыв про осторожность, лихой Колька стал гнать изо всех сил и, не совладав с непослушной машиной, упал в пропасть.
Немного отклонившись от маршрута по комфортному Чуйскому тракту, можно увидеть красоты, о которых и туристы, и местные жители отзываются только восторженными словами «Восхитительно!», «Неописуемо!», «Прекрасно!» Приготовьтесь: дорога на Улаган гравийная, с мелкими ямками и попадающимися камнями. Если посередине села Балыктуюль свернуть направо по указателю «На Балыкчу», то через 31 км грунтового пути, поднимаясь вверх, петляя по Улаганскому нагорью, любуясь тайгой и голубыми озерами, которые находятся глубоко внизу от обрывистой дороги, вы окажетесь на перевале Кату-Ярык. Перед экстремальным спуском с него всем рекомендуется полюбоваться на Челушманскую долину, находящуюся словно на ладони. При виде предстоящей дороги у большинства людей начинают трястись коленки. «Кату-Ярык» с тюркского языка переводится как «ущелье» или «теснина». Это уникальный перевал в смысле отсутствия классической симметрии серпантинных подъема и спуска. Кату-Ярык – это дорога вниз, представляющая собой вырубленный в горном склоне 70-градусной крутизны зигзаг длиною 3,5 километра, включающий девять петель, перепад высот которых составляет восемь сотен метров. Это тонкая нить на краю пропасти, разъехаться на которой со встречным транспортом можно только на поворотах благодаря природным «карманам». Спустившись и преодолев еще около 70 километров по живописному бездорожью, вы окажетесь на берегу Телецкого озера.
Возвращаемся снова на магистраль М-52. Держим путь в Кош-Агач. 200 км — и вновь картина меняется до неузнаваемости, перед нами – равнина. Там, где начинается Курайская степь, время идет в обратную сторону, отправляя путешественников на сотни лет назад, туда, где люди во всем полагались на милость природы и доброту Хана Алтая, позволяющего им жить на его огромных южных просторах. Курайская степь протянулась на 25 километров. Это огромная межгорная котловина со специфическим растительным покровом, характерным в большей степени для опустыненных просторов Монголии. Курай богат археологическими памятниками, здесь сохранились многочисленные курганы, каменные изваяния, писаницы и древние оросительные системы. И вот конечная точка нашего маршрута, «Кош-Агач» означает «Дерево занавес», и действительно, здесь нет деревьев, нет гор, но в этом и есть особая прелесть. Климат очень суров, даже в июле со стороны гор, где лежит снег, дует пронизывающий холодный ветер. До границы с Монголией порядка 50 км. Чтобы ехать дальше, нужен пропуск. Путешествие подошло к концу. Пора возвращаться.
Ольга Володина