В сорок первом, памятном году 22 июня грому подобная весть облетела все районы, населенные пункты Ойротии – началась война. Несметные полчища фашистов, как сообщалось в официальных документах, обрушились на западные рубежи нашей Родины. Мирный труд народов Советского Союза был прерван. В жизни Страны Советов начался новый, самый сложный и трудный период.
В создавшейся ситуации неоценимое значение в деле создания условий для Победы над врагом имели экономические и людские ресурсы Сибири, в частности Алтайского края, составной частью которого в то время была Ойротская автономная область. Нападение врага на Советский Союз вызвало у трудящихся Горного Алтая возмущение, гнев и одновременно тревогу за судьбу своей страны. По всей области прошли митинги, собрания, сходы, на которых присутствовали десятки тысяч людей. Они с воодушевлением восприняли призыв ЦК ВКП(б) и Советского правительства подняться на Отечественную войну против фашистских захватчиков. Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении мобилизации военнообязанных на территории 14 военных округов, в том числе Сибирского, был воспринят с пониманием. Трудящиеся области положительно отнеслись к постановлению ЦК ВКП(б), Совета Народных Комиссаров и Президиума Верховного Совета СССР о создании Государственного Комитета Обороны во главе с И.В. Сталиным. Народ в массе своей верил партийному руководству, поэтому у трудящихся не было сомнений в правильности мер партии и правительства, в том числе разработанной Совнаркомом СССР и ЦК ВКП(б) директивы от 29 июня 1941 года, в которой ставилось требование направить все усилия страны на выполнение задачи «Все для фронта, все для победы!».
Отечество в опасности
С получением известия о нападении фашистской Германии на Советский Союз в тот же день бюро областного комитета партии и исполком областного Совета депутатов трудящихся Ойротии на совместном экстренном заседании приняли постановление «О проведении мобилизации в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР». Были приняты меры по оказанию помощи аймачным и местным органам власти в выполнении поставленных задач. Работа по перестройке народного хозяйства Ойротии на военный лад, организация мобилизационных мероприятий охватили всю партийно-советскую и хозяйственную систему автономной области.
Для помощи аймачным и местным органам власти из областного центра были посланы многочисленные партийно-советские, комсомольские работники. В это русло перешла работа областной периодической печати и радио. Пропагандисты и агитаторы не оставили без внимания не только ни одного села, деревни, бригадной стоянки, но и чабанов, пастухов, находящихся со скотом на отдаленных выпасах, работников поисковых геологических партий и отрядов, лесорубов и сплавщиков леса. До всех были доведены сведения о начавшейся войне и задачах, поставленных партией и, как тогда говорили, Сталиным в деле перестройки всей работы для выполнения приказа «Все для фронта, все для победы!». В прямом смысле слова вся область кипела митингами, собраниями, сходами. Всюду трудящиеся Горного Алтая, выражая чувство горячего патриотизма, заявляли о своей готовности с оружием в руках защищать свою Родину, землю, села и города.
Звучали призывы к остающимся на производстве повышать производительность труда, улучшать качество выпускаемой продукции, досрочно выполнять трудовые обязательства. В ответ не подлежащие мобилизации граждане давали клятву трудиться не покладая рук, обеспечивать родную Красную армию всем необходимым. Члены промартели «Ойротка» (до недавнего времени – Ткацкая фабрика, флагман легкой промышленности Республики Алтай) в резолюции, единогласно принятой на митинге, писали: «В ответ на наглое нападение германского фашизма на нашу Родину мы берем обязательство еще сильнее крепить дисциплину труда, повысить его производительность, выполнить годовую программу 1941 года к 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, усилить оборонную работу в коллективе. Наш коллектив готов работать с увеличением рабочего дня».
Стали массовыми заявления рабочих, колхозников, учащихся Горного Алтая в военные комиссариаты области с просьбами скорее отправить их на фронт. Братья Иван, Василий, Михаил и Иннокентий Казанцевы писали: «Желаем добровольно пойти на защиту любимой Родины. Мы просим создать из нас специальное отделение братьев». Подобных примеров можно привести множество. Все они убедительно свидетельствуют о благородном стремлении трудящихся Горного Алтая грудью встать на защиту своей социалистической Отчизны. 12 августа 1941-го областной комитет ВКП(б) Ойротии в информации Алтайскому крайкому сообщал: «На протяжении всего хода мобилизации не было ни одной задержки в явке и отправке военнообязанных». Так же успешно проходила мобилизация лошадей, автомашин и другой техники.
Энтузиазм работников тыла
Примеры перестройки работы предприятий на военный лад показывали многие предприятия города и аймаков области. Большая часть предприятий и промысловых артелей рапортовали об этом, имея в виду ужесточение трудовой дисциплины, сокращение брака, повышение производительности труда. Так, Ойрот-Туринский хлебозавод при ограничении количества сырья, используя внутренние резервы, план июля 1941 года выполнил на 113,3%, снизив процент брака до 0,19%. За август этого же года план был выполнен на 123,7% при снижении брака до 0,04%. Согласно отчетам руководителя промартели «Электрометалл», на предприятии заметно повысилась общая производительность труда, а кузнец-стахановец П. Сычев с начала войны существенно сократил время ковки изделий, ежедневно выполняя производственные задания на 200 — 215%. Кузнец этого же предприятия У. Фонтиков ежедневную норму выполнял на 180% и выше. Заготовщица гвоздей Л. Домашева доводила выполнение плана до 150%. Под стать передовикам трудился весь коллектив предприятия, производственные планы выполнялись досрочно.
Говоря о выполнении и перевыполнении производственных планов, следует помнить особенность обстановки начала войны. Повсеместно и с нарастанием шла мобилизация на фронт мужчин призывного возраста, то есть самого работоспособного контингента тружеников промышленных, сельскохозяйственных и других учреждений области. Практически всем предприятиям Ойротии приходилось срочно восполнять места ушедших на войну кузнецов, шоферов, плотников, каменщиков и других специалистов новым составом рабочих. Нередко мобилизованных заменяли их жены, подраставшие дети, а также престарелые родители. Например, на смену бригадиру хлебопеков Ойрот-Туринского хлебозавода Соландину на работу заступила его жена З. Каверина, которая не только успешно справлялась с руководством бригадой, но вскоре была выдвинута на должность начальника смены.
Заменившие мужей, работавших в этой бригаде, десять женщин-домохозяек успешно выполняли работу мобилизованных мужчин. Четверо из них стали стахановками, рост числа которых по всей области с началом войны наблюдался и на других предприятиях промышленности. В промартели «Электрометалл» в мае 1941-го трудились 44 стахановца, а в августе этого же года их стало уже 60.
Может создаться впечатление, что все это происходило спонтанно, само собой. Но это не так. Нужно понять следующее. Минули в прошлое грозные годы Гражданской войны, заканчивались печальные, порой даже трагические времена коллективизации. Начали подниматься молодые кооперативы. Люди увидели не только коренные перемены в организации крестьянского труда, но и реальную выгоду колхозно-совхозного производства. Имело место конкретное улучшение жизни населения Ойротии. Быстрыми темпами шло строительство школ, детских садов, больниц, клубов, библиотек. Повышался уровень обеспечения населения области промышленными товарами, продуктами питания промышленного изготовления. Значительно возросло обеспечение жителей Горного Алтая одеждой и обувью. Жизнь в целом обретала вполне устоявшиеся, удовлетворявшие советских людей параметры.
Прием эвакуированных
Конечно, нельзя, объясняя причины высокого уровня патриотизма горноалтайцев, как это в настоящее время нередко делается, упускать из поля зрения поистине титанический труд в этом деле партийно-советских, профсоюзных, комсомольских органов и организаций. Все они перешли на военный распорядок работы. Обком, горком и аймачные комитеты партии работали круглосуточно. Партийным, советским органам власти приходилось не только проводить мероприятия по мобилизации людских и хозяйственных ресурсов на фронт, но и выполнять срочную работу по приему и размещению эвакуированного из западных районов страны населения. Надо было найти место для размещения эвакуированным предприятиям и учреждениям. Так, осенью 1941 года в Ойрот-Туру прибыл Московский педагогический институт имени Карла Либкнехта. Для учебных занятий ему было предоставлено лучшее учебное здание – дом по улице Социалистической, в котором сегодня размещается физико-математический факультет ГАГУ. Все студенты и профессорско-преподавательский коллектив были обеспечены жилплощадью.
В октябре 1941 года на Алтай был эвакуирован из Тамбова плодоовощной институт им. И.В. Мичурина. Он разместился в бывшем здании зооветтехникума. Преподавателей и студентов также обеспечили жильем и всем необходимым. Всего в области было расквартировано около пяти тысяч эвакуированных, большинство из которых сразу по прибытии приступили к работе на предприятиях, в учебных заведениях и различных учреждениях. Многие стали передовиками производства, умелыми руководителями. Например, немало потрудился для улучшения работы промартели «Ойротка» эвакуированный из Поволжья Фридрих Фридрихович Шпетер. Председателем правления этого предприятия была избрана член партии Ленинского призыва Мария Михайловна Крумина. Она вложила много сил, таланта и умения в организацию работы артели по выполнению заказов Красной армии.
Итоги первого военного года
Скупые сводки Совинформбюро, быстрое продвижение вражеских войск по территории нашей страны довольно скоро заставили всех понять, что война затянется надолго. Постепенно убавлялась эйфория первых дней, когда умами владела одна мысль – быстрее на фронт! Скорому отрезвлению способствовали постановления партии и правительства о совершенно новых, неимоверно трудных заданиях промышленным предприятиям области и минимальных сроках их выполнения.
Главной задачей ставилась обязательная перестройка производства на выпуск военной продукции, создание оборонных предприятий, обучение молодежи военным специальностям, их физическая подготовка. Уже в июле промышленные предприятия и промартели области получили задания на второе полугодие 1941 года. Большинство, с учетом профиля прежней работы, – на изготовление гимнастерок, брюк, нательного белья, шапок-ушанок, пилоток, телогреек, ватных брюк, валенок, бричек, лыж и т.п. Сразу же возникли проблемы с квалифицированными рабочими, сырьем, топливом, электроэнергией, новыми станками и инструментами. Особенно остро ощущалась нехватка кадров, так как с предприятий и промартелей области было призвано в действующую армию до трети квалифицированных рабочих. На отдельных предприятиях и в артелях количество мобилизованных составляло 50 и даже 70 процентов рабочих. Не везде смогли быстро найти людей, способных заменить ушедших на фронт. Так, большие трудности создались на городской мебельной фабрике, где сразу найти или подготовить квалифицированных столяров оказалось невыполнимым делом. Непросто шло обеспечение предприятий сырьем, топливом, запасными частями к станкам, инструментами и т.п.
Мобилизация на фронт автомашин, лошадей, отсутствие замены износившейся упряжи, бричек, саней да и восстановление поголовья лошадей, оставшихся в области, сделали на значительный промежуток времени трудноразрешимыми многие вопросы хозяйственной жизни Ойротии, что неизбежно сказывалось на выполнении предприятиями производственных заданий. Тем не менее благодаря энтузиазму масс по итогам 1941 года экономика Ойротии превзошла показатели 1940-го на 3 млн. 53 тыс. рублей в суммарном эквиваленте.
Иван МЕДВЕДЕВ, доктор исторических наук,
профессор, заслуженный деятель науки Республики Алтай
Вау, ребята! 🤩 Читая про ОйротиЮ в 1941-м, понимаешь, как народ тут же сплотился! 🙌 Всё для фронта, всё для победы! 💪🔥 История, от которой мурашки по коже! 💥❤️