Эмиль Курдеевич КЫДЫЕВ родился в 1922 году, в марте этого года ему исполнится 90 лет. Вспоминая прожитое, старый солдат говорит так:
— Я родился в самый разгар социально-политических реформ, когда шло становление советской власти, менялись все устои и традиции. Мама умерла рано, и поэтому воспитывался у бабушки. Отец в то время жил с другой женщиной, которая меня никак не воспринимала, считая чужим.
В 1930 году пошел в первый класс. Я оказался самым маленьким по росту да к тому же вообще не знал русского языка. Посоветовавшись, учителя решили отсрочить мое обучение еще на год. В девять лет опять пошел в школу, где занимался с помощью переводчика.
Позже как хорошо знавшего русский язык меня определили в Ойрот-Туринское педагогическое училище в группу по подготовке учителей начальных классов. Но, проучившись два года, я бросил его и сбежал к бабушке в Бичикту-Боом. Видимо, тоска по родным местам «заела» меня в городе.
В селе пошел работать в колхоз им. Карла Маркса, где мой отец был председателем. Сначала я прошел стажировку у бухгалтера. Вскоре был оформлен в бухгалтерию колхоза на работу по учету животноводства и надоев молока. Так бы, наверное, и «протирал штаны» там, если бы не началась война.
В октябре 1941 года меня призвали в Красную армию. Нашу маршевую роту сформировали в Бийске и, минуя всякие пересыльные пункты, в срочном порядке отправили под Москву. В наше расположение то и дело приходили офицеры и, выбрав бойцов побольше ростом и покрепче, уводили с собой. Там меня взяли в 1093-й стрелковый полк в роту связи. После интенсивного обучения всем премудростям армейского связиста мне присвоили звание младшего лейтенанта и направили в отдельный батальон связи. Во время боев в районе железнодорожной станции Вязьма был ранен.
После госпиталя участвовал в Орловско-Курской битве, затем в составе 40-й армии — в освобождении Украины, Румынии и Венгрии. День Победы я встретил в Венгрии на берегу Дуная. Могучая река, необозримая ширь, сразу вспоминаю, как под огнем противника с помощью подручных средств ее форсировали наши бойцы.
Тогда же, в первые победные дни со мной приключилась интересная история. Нас, троих связистов, пригласили в штаб и дали задание сопроводить одного полковника с пакетом в посольство какого-то государства. Подойдя к посольству, полковник сказал, что он там пробудет не менее трех часов и потому мы на это время можем быть свободны.
У нас были венгерские деньги, и мы решили сделать кое-какие покупки в местных магазинчиках. Увидев одного венгра, я спросил у него: «Где поблизости есть магазины?». Тот вдруг вздрогнул и на чистейшем русском языке в свою очередь спросил: «Русский? Откуда взялся?» — и кинулся меня обнимать. Отлично зная город, он повел нас узкими переулками, ловко обходя разрушенные кварталы. Вскоре мы вышли на маленькую рыночную площадь, где за импровизированными прилавками сидели торговцы. Этот человек, я не запомнил его имени и фамилии, постоянно говорил с нами на русском. После того как мы опустошили свои запасы валюты, он отвел нас обратно к посольству. По дороге мы узнали историю его жизни. Во время Первой мировой войны, в 1916 году, он попал в русский плен. Эшелоном пленных привезли в Бийск, где они работали на погрузке сплавного леса на реке Бии. Работал он там до 1921 года. Потом военнопленным предложили добровольно вступить в Красную армию. Многие, в том числе и наш новый знакомый, согласились бороться с врагами молодой советской власти.
Бывшие военнопленные вошли в отряд по борьбе с бандами, скрывающимися в горах. Таким образом этот венгр оказался в Горном Алтае, где познакомился со многими алтайцами, узнал их быт, обычаи, традиции, даже немного выучил язык. На набережной у комплекса зданий посольств мы с ним тепло попрощались. Хорошо запомнил, с каким уважением и любовью говорил этот человек о нашем народе и Горном Алтае.
В октябре 1945 года меня, как имеющего три ранения, демобилизовали. В ноябре я уже прибыл домой. Устроился на работу в тот же колхоз им. Карла Маркса, отучился на курсах бухгалтеров в Ойрот-Туре. Вскоре произошли изменения в моей личной жизни, я женился. Поработав некоторое время, вступил в ряды КПСС и вскоре поехал на учебу в Барнаульскую партийную школу. Когда вернулся в Горно-Алтайск, меня направили в сельскохозяйственный отдел облисполкома.
В 1962 году по просьбе первого секретаря Улаганского райкома партии М.В. Карамаева я был назначен председателем
райисполкома этого района. Потом трудился на различных должностях в районах автономной области. На пенсию ушел с должности государственного инспектора по закупкам качественной сельскохозяйственной продукции при Горно-Алтайском облисполкоме.
За мужество и отвагу, проявленные при защите Родины, Эмиль Курдеевич Кыдыев награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Будапешта» и другими. За большую общественную работу и военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения по представлению Правительства Республики Алтай Указом Президента РФ Д.А. Медведева награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. На фронте был трижды ранен, вернулся домой в звании старшего лейтенанта. Является заслуженным работником сельского хозяйства Российской Федерации.
Вместе с супругой вырастили троих сыновей, потом помогали воспитывать внуков и правнуков. Скоро Эмилю Курдеевичу исполнится 90 лет, но он по-прежнему бодр и находится в строю. И ничего удивительного здесь нет, потому что он из поколения победителей.
Федор КОНЮХОВ, участник Великой Отечественной войны.