Растения в обычаях и традициях алтайцев

Проведение свадебного обряда у алтайцев невозможно без растительной символики. Оформление брака происходило как через сговор с родителями, сговор с девушкой и её ритуальное умыкание, так и через насильственное умыкание.

Непременным атрибутом сватовства являются веточки можжевельника с белыми ленточками, кожаный сосуд – тажуур – с арачкой. Войдя в айыл, каждый из сватов обменивается с хозяевами двумя веточками можжевельника, произнося слова приветствия. Большое место в процессе сватовства занимает обряд «чоочой». В чашку, вырезанную из корней можжевельника или древесины лиственницы, кедра, отец жениха наливает арачку и с поклоном подает ее хозяину, который, сделав глоток, возвращает чашку обратно. Пригубив, отец жениха преподносит чашку матери девушки, а та в свою очередь – матери жениха. Затем происходит обмен трубками – канза. После этого стороны договариваются о месте и времени свадьбы.

свадьба

Раньше немаловажное значение имел калым. У тубаларов при заключении брака за невесту платили продуктами (колобки с зернами кедрового ореха, смешанными с талканом, сушеными луковицами кандыка или саранки), у чалканцев в него входил ток чок).

Главным предсвадебным событием является возведение айыла. Его строили из лиственницы или березы. Символизируя создание новой семьи, к дымоходу прикрепляли веточки березы с привязанными к ним белыми ленточками. Там они находились до тех пор, пока не завянут. Раньше срезанную березку (кыйралу чакы) вкапывали с восточной стороны айыла. На макушку повязывали белые ленты, а на нижние обрубленные сучья вешали части туш животных, предназначенные для сватовских угощений.

Северные алтайцы свадебный шалаш делали из берёзок, вершины связывали прутом. Как правило, на сооружение уходило две-три метровых берёзки. Пять-шесть срубленных деревцев ставили наклонно по кругу и замыкали их вершинки. Ритуальной свадебной едой у тубаларов является блюдо ток-чок, которое готовили из кедровых орешков.

Береза – обязательный атрибут алтайской свадебной церемонии. При проведении алтайской свадьбы в айыле занавесь – кожого – для молодожёнов до сих пор натягивают между молодыми срубленными берёзками. В жилище их заносят макушкой вперед, как вносят любого живого человека. Деревья срезают в утреннее время на восточном склоне горы. Для этого выбирают стройные молодые деревца, растущие вдали от жилья. Прежде чем срубить, окропляют их молоком, привязывают белые ленточки. Березки должны быть не меньше двух-трех метров и с нераздвоенной макушкой, что является символом крепкой семьи. Использование берёзы в свадебных обрядах символизирует святость, чистоту, пожелания счастья и благополучия молодожёнам.

В свадебной обрядности теленгитов Кош-Агачского района вместо березы используют иву Ледебура (курайскую) – тал. Это красивый кустарник до 5 м высотой с тонкими гибкими ветвями, покрытыми сизоватым налетом, и сизовато-зелеными листьями. Известный исследователь З.И. Лисавенко иву Ледебура выделила в особую форму – иву курайскую. Красивые и длинные побеги, ветки растения используют при проведении свадьбы. В айыле кожого натягивают между молодыми срубленными ивами. Для этого выбирают стройные деревья, растущие вдали от жилья. Прежде чем срубить, также окропляют молоком, привязывают белые ленточки. Ива Ледебура используется при проведении обряда уткуул. На значительном расстоянии от айыла жениха, места проведения свадьбы устанавливают иву Ледебура, на которую привязаны белые ленты. Гости, родственники невесты объезжают иву по ходу солнца три раза, окропляют айраком или арачкой. Потом все рассаживаются вокруг дерева. Прибывших угощают айраком, арачкой. Каждый, прежде чем пригубить угощение, брызгает из своей чашки в сторону ивы. Уткуул сопровождается разного рода прибаутками, откупами, при этом подаются различные праздничные блюда.

Раньше теленгиты для кожого и уткуула использовали молодые деревца и ветки тополя, лиственницы, сейчас – иву Ледебура.

Центральное место на празднике занимают обряд заплетания кос невесте и открытие кожого, за которым она находится. В новом айыле распущенные волосы невесты смачивают молоком с добавленным в него можжевельником. Мать жениха смазывает их топленым маслом – сарjу. У теленгитов Улаганского района невесте во время этого обряда приносили из дома сложенные вместе артыш и внутреннее сало домашних животных, которыми невеста угощала огонь.

Кожого запрещается трогать руками. Занавес открывает родственник мужского пола, пользуясь двумя-четырьмя веточками можжевельника. В некоторых районах, например в Кош-Агачском, его приподнимают кнутовищем из спиреи альпийской – табылгы.

После заплетания кос и открытия кожого совершается обряд благопожелания новобрачным. В центре нового айыла ставят очаг. Дядя жениха совершает ритуальное разжигание и угощение огня. Раньше огонь высекали огнивом – отыком, которое было неотъемлемым атрибутом мужской одежды на кожаном поясе. Для дальних поездок в горы и на охоту мужчины-алтайцы надевали кожаный пояс, к которому прикрепляли патронташ, мешочек для пуль, отык в кожаной оправе с бронзовой отделкой и нож в ножнах. Отыком высекали искру и с помощью трута разжигали огонь. В качестве трута использовали сухую траву горькуши спорной – куу олон, это многолетнее растение 25–100 см высотой с клочковато-паутинисто-опушенным стеблем, часто фиолетово-коричневого цвета, с лилово-фиолетовыми цветками, растет в лесах, на лугах, каменистых, щебнистых склонах. Теленгиты Кош-Агачского района в качестве трута использовали лапчатку гусиную – койон куу. Это многолетнее растение с ползучими побегами и желтыми цветками растет на сырых лугах, по берегам рек, вдоль дорог, вблизи жилья. Считалось, что огонь, зажженный при помощи спичек, не имеет силы.

А.А. АЧИМОВА, директор Горно-Алтайского ботанического сада, кандидат биологических наук ГАГУ

Related posts

комментарии