Не зря говорят, что все новое – хорошо забытое старое.
Горно-Алтайская городская поликлиника до 2006 года была отделением республиканской больницы, а затем стала самостоятельным медицинским учреждением муниципального подчинения. Изменения, произошедшие в конце 2012 года и вернувшие клинику «под крыло» республиканской больницы, коснулись не только помещений, но и кадровой структуры учреждения, его технического оснащения, а также положительным образом сказались на качестве оказания медицинских услуг.
О том, какой стала поликлиника сегодня, что изменилось к лучшему, о проблемах и вопросах, требующих решения, мы побеседовали с заместителем главного врача БУЗ РА «Республиканская больница» по амбулаторно-поликлинической работе Мариной Петровной Бородулиной.
— Марина Петровна, расскажите о переменах, которые произошли после присоединения поликлиники к республиканской больнице. Наверняка они коснулись всех аспектов деятельности учреждения?
— Да, изменения мы увидели сразу. И дело не только в проведенном капитальном ремонте, который завершился недавно. Самое важное и значимое – поменялась кадровая политика. Если раньше, к примеру, заменить заболевшего врача, особенно узкого профиля, было очень сложно, то сейчас мы сразу же можем поставить на прием другого специалиста – штатного врача из ресбольницы, чтобы пациенты не страдали из-за отсутствия доктора. И люди уже заметили эти перемены. Меньше стало очередей у кабинетов, сократилось время ожидания приема по предварительной записи к узким специалистам: к примеру, к неврологу теперь можно попасть через несколько дней, тогда как раньше запись велась за две-три недели. Нет длинных очередей в регистратуру – здесь тоже произошли значительные изменения.
Не могу не отметить и такой важный факт – увеличилась заработная плата врачей и медицинских сестер, они стали получать премии.
— Вы упомянули ремонт помещения поликлиники, который коснулся внешнего вида кабинетов и этажей. А перепланировка проводилась для какой-то определенной цели?
— Воспользовавшись возможностью радикально изменить размещение кабинетов второго и третьего этажей, мы смогли охватить новые направления медицины — теперь у нас есть отделение профилактики, на третьем этаже оборудовали новую операционную и еще одну перевязочную. В дневном стационаре открыли дополнительную палату – теперь у нас мужчины находятся отдельно от женщин, хотя до ремонта мужчины и женщины получали процедуры в одной общей палате. Кроме того, появилась возможность расширить спектр реабилитационных услуг, а именно проводить восстановительное лечение при остаточных явлениях после травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной системы, при артрозах и даже после некоторых онкологических операций.
— В фойе у регистратуры появился электронный терминал, с помощью которого можно записаться на прием. Расскажите об этом новшестве подробнее.
— Теперь в поликлинике любой пациент может, минуя регистратуру, воспользоваться терминалом–инфоматом и записаться к доктору, выбрав удобное время для посещения любого врача – терапевта или узкого специалиста. Единственное условие – данные о пациенте уже должны быть введены в медицинскую информационную систему. Городская поликлиника была участником пилотного проекта по внедрению информационной системы, которая проводилась поэтапно. Проделана большая работа по созданию каналов передачи данных и обеспечению соблюдения законодательства по защите персональных данных. Электронная регистратура, которая работает уже более года, является составляющей частью этой системы. В настоящее время запись к врачам открыта на две недели вперед, в скором времени планируем сделать ее на месяц.
— Марина Петровна, новая информационная система предусматривает внесение полных данных о пациенте – о лечащем враче, поставленных диагнозах, назначенном лечении и результатах обследований?
— Теоретически программа содержит все эти сведения, их необходимо заносить в учетные записи. Но в настоящий момент в этом вопросе у нас существуют проблемы, связанные скорее с человеческим фактором. Не так просто кардинально менять десятилетиями устоявшиеся методы работы с пациентами, на это нужно время. Конечно, врачи понимают необходимость перехода на современные методы деятельности, но, повторюсь, очень сложно освоиться в новой программе тем, кто раньше не был с компьютером на ты. Мы стараемся, учимся и в настоящий момент уже освоили азы информационной системы. Со временем все встанет на свои места, и в поликлинике каждый врач, открыв электронную учетную карточку пациента, сможет иметь полную картину всех его заболеваний, посещений других врачей, поставленных ими диагнозов, назначений и динамики лечения.
Возможно, тогда решится еще одна наша проблема, уже набившая оскомину, – потеря амбулаторных карт, в которой, надо отметить, в основном виноваты сами пациенты. Любят наши больные уносить свои карточки домой, считая, что там они лучше сохранятся и можно будет изучить записи врача. Но ведь медицинский работник пишет историю болезни пациента только для себя и ни для кого другого! К тому же амбулаторная карта является собственностью медицинского учреждения, за ее отсутствие в регистратуре контрольно-надзорные органы налагают большие штрафы на лечебное учреждение.
Пользуясь случаем, хочу озвучить еще одну острую проблему, которая всплыла у нас с введением информационной системы. Еще не все поняли, что электронная регистратура – это запись на плановый прием, то есть на завтра, а не на сегодня. Прием сегодня – это прием тех, кто записался заранее, а также экстренных больных. Но как рассуждают люди: «Пойду к доктору сейчас, у меня ведь все равно уже есть талон, вдруг да попаду в кабинет!» И сидят у дверей, ждут. Зачастую врачи, жалея пациентов, принимают их. Но ведь потом, в день планового приема, человек уже не придет и удалить свою запись из электронной очереди даже не подумает. А ведь на это время смог бы записаться другой, кто тоже нуждается в оказании медицинской помощи! Вот мы сейчас и стараемся искоренить свое-образный «самоход», пропагандировать культуру соблюдения правил электронной записи.
— Марина Петровна, коснулись ли изменения самой большой по штатной численности службы поликлиники – терапевтической?
— Конечно коснулись, и тоже положительным образом. Будучи муниципальным учреждением, поликлиника из 24 положенных по штату терапевтов имела фактически всего 13 — с соответствующей увеличенной нагрузкой. Теперь же у нас 20 врачей на участках, но и они при норме 1700 человек обслуживают более 2000. Совсем недавно приняли на работу четверых молодых врачей. Мы очень этому рады. Молодежь идет работать – для медиков строится жилье в микрорайоне Алгаир в Майме, выделяется государственная дотация на приобретение недвижимости. Но все же проблема еще полностью не снята.
Остается нерешенным вопрос в поликлинике с узкими специалистами – при необходимости трех штатных офтальмологов работают только двое, не укомплектована кардиологическая служба, и причина одна – нехватка кадров. Надеемся, что и это в скором времени удастся решить — ждем в сентябре еще одного молодого специалиста, будем рады и врачам с опытом, двери поликлиники всегда открыты для них.
— Марина Петровна, в заключение беседы чего бы вы пожелали читателям газеты?
— В принципе вся наша работа направлена на одно – чтобы человек был здоров. Обращаясь к врачу, люди зачастую ждут чуда, надеясь на то, что доктор пропишет «волшебную пилюлю» и пациент, приняв ее, будет здоров. Но в поликлинике не дают лекарства от всех болезней, прежде всего человек сам должен заботиться о себе – вести здоровый образ жизни, позитивно смотреть на жизнь и нести добро окружающим. Не зря ведь еще великий Сократ говорил: «Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам».
Полина СВЕТЛОВА
Фото В. Володина