Вторник, 10 сентября 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Индикатор духовной зрелости
3:44, 22 июня 2015

Индикатор духовной зрелости


В последнее время в нашей стране вновь стало актуальным и даже модным говорить о патриотизме. Все чаще можно встретить людей с георгиевскими лентами в петлицах, автомобили, украшенные государственной символикой. Не буду подробно анализировать причины действительно наблюдаемого всплеска энтузиазма сограждан – понятно, что свою роль здесь сыграло и возвращение под крыло России Крыма, который в народной памяти всегда был символом российской воинской славы, а также широко отмечавшееся 70-летие Великой Победы над фашизмом – события основополагающaего для нашего менталитета. Интересно другое – насколько глубинное это явление? Не является ли оно следствием каких-то временных установок и приведет ли в конечном счете к изменению менталитета россиян, в основе которого будет лежать уважение к памяти и трудам предшествующих поколений?

Среди историков распространено мнение о том, что все государственные образования переживают периоды становления, которые можно уподобить фазам зрелости человека. Современному Российскому государству недавно исполнилось 25 лет, если вести отсчет от дня принятия Декларации о государственном суверенитете России. Для человека двадцатипятилетие – это возраст возмужания. Так, может быть, и нам, гражданам России, наконец пришло время повзрослеть?
Вот только зрелость не приходит сама собой, она всегда есть результат определенных усилий… Одним из важных индикаторов духовной зрелости является отношение человека к памятникам истории и культуры – об этом в свое время писал виднейший советский и российский филолог, культуролог академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Их утраты невосстановимы, говорил он, «ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно».
Отношение к памятникам истории и культуры в Республике Алтай – тема непростая. С одной стороны, на территории нашего региона сохранились следы культур народов, населявших ее в течение тысячелетий. Коренное население Горного Алтая, сохраняя традиции поклонения природе, бережно относится и к культурному наследию своей древней земли. Потомки кочевников всегда ощущали в нем символ связи с предками и непрерывности существования человеческого рода.
То же самое можно сказать о русских селянах, проживающих в деревнях, которые еще не до конца подмяла под свои колеса «цивилизация». Отношение к могилам дедов и прадедов у россиян всегда диктовалось тем исчезающим ныне отношением к жизни и родной земле, которое дало силы нашему народу подняться на ее защиту в 1941-м и выстоять…
Но там, где традиция была разорвана, мы видим другую картину. Речь идет, прежде всего, о городском населении, и примером могут служить те же кладбища. Еще несколько лет назад места упокоения усопших во многих российских городах, не только в нашем столичном Горно-Алтайске, напоминали большие свалки. Не редкими были и случаи вандализма, достаточно отыскать криминальные хроники десятилетней давности. Да и в наши дни выброшенный посетителями мусор между могил, увы, явление не редкое и, как бы грустно это ни звучало, для всех нас обыденное и привычное.
Сегодня за порядком на погостах по долгу службы следят муниципальные коммунальщики. Налицо перемены к лучшему, и это, конечно, отрадно. Но, опять же, говорят ли эти перемены о том, что изменились мы сами?
Другим примером могут служить исторические здания столицы, памятники и мемориальные доски выдающимся деятелям страны и Горного Алтая. Облупленная штукатурка на здании республиканской стоматологической больницы соседствует с памятной доской, гласящей, что когда-то здесь жил известный предприниматель и депутат Государственной Думы Российской империи Даниил Тобоков. Не в лучшем состоянии старинное здание республиканской филармонии, где когда-то располагался краеведческий музей. Свисающая со стен грязная защитная сетка говорит о том, что, по-видимому, какие-то работы предполагалось провести, да помешали финансовые трудности. Вот только объяснять это гостям республики некому, да и зачем? «Живописные» виды говорят сами за себя.
Более современные сооружения, впрочем, выглядят не лучше. Многие памятники, установленные в недавние годы, казалось бы, должны быть предметом гордости, почета и уважения. Но ведь даже монумент Г.И. Чорос-Гуркину – человеку, являющемуся во многих смыслах символом государственности Республики Алтай, не содержится в идеальном состоянии. Следы косметического ремонта бросаются в глаза всюду – то ли строители в свое время «схалтурили», то ли декоративное покрытие не пощадила местная молодежь. А со стороны улицы от площадки уже давно отвалилась мраморная плитка. Однако никто не спешит привести в порядок памятник, и это в центре столицы региона, который намерен развиваться благодаря туризму…
Отдельного разговора заслуживают памятники социалистической эпохи. К счастью, у нас они мирно стоят, их не трогают вандалы, как это происходит во многих городах и весях постсоветского пространства. Возле стелы, посвященной героям Гражданской войны, относительный порядок, но если посетитель решит углубиться в окружающий ее парк, он увидит висящие на дереве старые пластиковые венки, а если совсем уж не повезет, запнется об торчащую из земли бетонную опору.
Являет собой поистине удручающее зрелище памятник Ленину в районе «Гардинки». Позеленевшая, источенная временем фигура вождя на неказистом постаменте, облицованном кирпичом, на фоне крикливой рекламы торговых баз – сюрреализм, да и только!..
Но почему люди утрачивают благоговейное отношение к истории, к усопшим, к наследию своей страны и своему собственному прошлому? Виновато десятилетие безвременья? Или дело в том, что мы оторваны от своей земли, не считаем ее своей?
В годы советской власти земля тоже была, по сути, ничья – государственная. Однако отношение к памятникам в обществе являлось категорией из разряда священных. Основой была тогдашняя система воспитания. Социалистическая мораль являлась непререкаемой догмой, внушаемой едва ли не с пеленок. В школах – многие это еще помнят по собственному опыту – постоянно проводились политинформации и классные часы. На уроках труда теория подкреплялась практикой: «Повторение – мать учения»… Само собой, ребенок и помыслить не мог неуважительно относиться к наследию прошлого, к чужому труду. Но именно так, постоянным внушением, подкрепленным практическим опытом, и прививаются моральные ценности – другого пути советская система воспитания не предложила.
Да, это были те же командные методы и дисциплина, которые с точки зрения партийных идеологов являлись главными методами продвижения страны в направлении светлого будущего. При современном общественном устройстве, основанном на уважении индивидуальности, ставящем во главу угла личность, а не государство, система воспитания подрастающего поколения неминуемо поменяла приоритеты. Стоит ли сожалеть об этом? Единого мнения, как известно, среди россиян нет и даже не намечается.
Опыт других стран тоже почти ничего не может нам предложить. В Сингапуре, который СМИ часто приводят как пример для подражания, «любовь» населения к чистоте и «уважение» к святыням поддерживаются благодаря практике взимания с нарушителей гигантских штрафов. В Германии за фасадом опрятных средневековых городков тоже имеется изнанка – многовековая мораль бюргеров, основанная на несвойственной для нашего менталитета рачительности, граничащей со стяжательством…
Так повзрослели ли мы, россияне? Именно сейчас, как никогда, нам необходимо по-настоящему осознать все произошедшее с нами и нашей страной за истекшие 25 лет, понять, кто мы такие и зачем живем на Земле. Лишь тогда мы сможем подкрепить свои патриотические лозунги делами.
2 3а 1а
Алексей МИШИН

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru