СПК «Племзавод «Теньгинский», которым руководит заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации кавалер ордена «Тан Чолмон» («Утренняя звезда») Владимир Шадрин, одно из немногих бывших постсоветских хозяйств, которые не канули в лету в связи с различными политическими и экономическими потрясениями, а успешно продолжают осуществлять свою деятельность в Онгудайском районе.
О том, что хозяйство жизнеспособно и с оптимизмом смотрит в будущее, наглядно свидетельствуют красиво разбитые клумбы у входа в центральную контору. Для небольшого села это хороший пример для подражания и уважения к тому месту, где живешь и работаешь. Племкооператив, безусловно, является градообразующим предприятием. Здесь трудятся 200 человек из Теньги и близлежащих к ней сел. В кооперативе 300 пайщиков, из них 115 действительных членов и 185 — ассоциированных. Ежегодно или раз в два года пайщикам выплачиваются дивиденды.
Наш разговор о подготовке к уборочной кампании и об основных направлениях деятельности племенного кооператива, начавшийся в кабинете Владимира Георгиевича, продолжается на полях хозяйства.
— Заготовку кормов из-за дождя мы пока приостановили, – рассказывает Владимир Шадрин. — К уборочной полностью готовы, технику отремонтировали. Ее не так много, но все необходимое есть. Тракторов достаточно, три года назад приобрели два новых силосоуборочных комбайна ДОН-680, пресс, косилку, грабли. Как только погода установится, дружно выйдем на поля. В этом году посевная прошла успешно, управились за 25 дней. В Усть-Коксе закупили хороший семенной материал, часть взяли в Советском районе. Кроме овса с горохом посеяли рапс, многолетние травы. Так что виды на урожай у нас хорошие, сбоев быть не должно.
— Владимир Георгиевич, изначально ваше хозяйство занималось разведением и воспроизводством исключительно горно-алтайской породы овец полутонкорунного направления. Какие виды деятельности развиваете сегодня?
— К великому сожалению, продукция овцеводства сейчас не котируется, шерсть никому не нужна. Цена на нее осталась на уровне советских времен. Если раньше хозяйство, где трудились 600 человек, возделывало и обрабатывало шесть тысяч гектаров пашни, продав шерсть, могло жить безбедно обеспечивать себя в течение полугода, то сегодня вырученные деньги с трудом окупают затраты на стрижку овец. Поэтому были вынуждены развивать другие виды скотоводства.
В 2008 году нам был присвоен статус племенного завода по разведению маралов алтае-саянской породы. Вообще же разведением маралов хозяйство занимается с 1990 года. Первый молодняк был закуплен в одном из лучших мараловодческих хозяйств республики – фирме «Курдюм», где бригадиром работал Герой Социалистического Труда Петр Фатеевич Попов. По мараловодству мы имеем хорошую продуктивность, можно сказать, лучшую в России. В прошлом году с одного рогача нарезали 8,8 кг, тогда как в среднем по республике — шесть килограммов.
Много молодняка продаем на племя. На мараловодство идет неплохое дотирование как со стороны Правительства Республики Алтай, так и из бюджета Российской Федерации. В данном направлении у нас все стабильно, чего не скажешь про крупный рогатый скот мясного направления. Он у нас представлен казахской белоголовой породой, разведением которой хозяйство занимается с 1969-го. В 2007 году предприятию присвоен статус племенного завода по разведению крупного рогатого скота казахской белоголовой породы. Благодаря национальному проекту «Развитие АПК» в хозяйстве были построены две площадки: одна — для выращивания бычков, другая — для выращивания телок и нетелей. Это позволило нам в четыре, а то и в пять раз повысить доходность отрасли. Если раньше хозяйство продавало молодняк на 500 тысяч рублей, то в 2010 — 2012 годах на 20 и более миллионов рублей. После вступления России в ВТО все резко изменилось. В 2013-м продано племенного скота только на 240 тысяч. Спрос на него прекратился полностью, и сложившаяся ситуация нас совсем не радует, мы не смогли продать на племя телочек 2012 года. Они у нас перезимовали, растелились. Сегодня продаем телок 2013 года. К сожалению, спроса на них на внутреннем рынке нет. Казахстанцы, пользуясь тем, что являются практически единственными покупателями, выдвигают неприемлемые условия. Мы должны не только вырастить и поставить на карантин скот, но еще и увезти его в Казахстан, а потом ждать, когда нам заплатят. Чтобы сохранить племенное хозяйство и улучшить породность скота в пользовательных хозяйствах, нашей республике нужно организовать лизинг племенного скота или внедрить субсидирование покупателей племенных животных, которое позволит без убытка заменить свой малопродуктивный скот племенным.
Также наше хозяйство занимается племенной работой в области коневодства. Участвовало в выведении новоалтайской породы лошадей, которая наряду с хорошими рабочими качествами имеет прекрасную мясную продуктивность. Сегодня у нас содержится 466 голов лошадей, из них 152 конематки.
— Владимир Георгиевич, где реализуете свою продукцию?
— Что касается мяса, мы его сдаем на Туектинский мясокомбинат, иногда — на Бийский. Смотрим, где выше цены. Панты поставляем в Корею. Надеемся, что введенные против России экономические санкции положительно скажутся на развитии нашего хозяйства.
— Со своей стороны мы тоже очень надеемся на то, что не только ваша продукция, но и племенной скот, на разведение которого ушли годы, найдет достойное применение в России.
Пока верстался номер, в республике установилась теплая сухая погода, и мы узнали, как идет заготовка кормов на полях СПК «Племзавод «Теньгинский». На 15 августа скошено 805 гектаров многолетних трав, убрано с площади 610 га и запрессовано 7800 центнеров сена, что составляет 20% от плана. С 18 августа хозяйство выходит на заготовку силоса.
Ольга ВОЛОСОВЦЕВА