В начале апреля Фонд Citi и Всемирный фонд дикой природы (WWF) России объявили о продолжении совместного проекта, направленного на развитие экологически ориентированного малого бизнеса в отдаленных районах Республики Алтай и Камчатки, где браконьерство уже давно стало единственным источником существования для многих семей. С апреля 2014-го в течение года на поддержку более двухсот начинающих предпринимателей будет направлено порядка пяти миллионов рублей в виде микрозаймов.
Развитие малых предприятий в нашей республике способствует борьбе с браконьерством и сохранению уникальной природы Алтая. На страницах нашей газеты читатели уже знакомились с некоторыми участниками проекта. Сегодня мы расскажем ещё об одном интересном человеке, который за счёт собственных усилий и средств экологического проекта занялся познавательным туризмом. Знакомьтесь — Андрей Сопо.
В советское время село Курай было известно прежде всего тем, что там располагалась геологоразведочная партия, а рядом с селом стояла воинская часть. Сегодня это административная единица сельского поселения, в котором самым крупным предприятием по количеству рабочих мест является школа, как, впрочем, в большинстве сёл республики. В поисках работы люди уезжали в райцентр Кош-Агач или в единственный город региона – Горно-Алтайск.
Однако всем уехать невозможно, нужно было искать новые возможности для заработка.
Туризм стал спасением для многих селян, в том числе и для Андрея Сопо, обычного деревенского парня, и не помышлявшего до недавнего времени о предпринимательстве. Для него всё началось со спортивных состязаний по дельтапланеризму, которые вот уже несколько лет проходят в небе над Курайской степью. Дело в том, что условия для этого вида спорта в Курае великолепные, а вот инфраструктуры для организации соревнований никакой. Даже в самом селе негде поесть и разместиться на ночлег.
Сначала Андрей сдавал юрты спортсменам на время соревнований и таким образом получал дополнительные средства в свой более чем скромный бюджет. Затем на семейном совете решили серьёзно заняться туризмом и для начала обустроили уютный «зелёный дом» для приёма гостей. Со временем взяли в аренду землю на окраине села для создания небольшого туркомплекса. Сейчас там возведено несколько зданий, но беда всех начинающих предпринимателей — нехватка денег на становление и затем на развитие. Андрею помогают родители, сам заработал какие-то средства во время туристических сезонов. Для строительства гостиницы купил старое, советских времён, деревянное здание бывшей конторы по остаточной стоимости. Но, несмотря на все попытки сэкономить, стройка замерла. Нет, Андрей не опустил руки. Перед началом прошлого туристического сезона обратился за помощью в сельскую администрацию и на льготных условиях получил земельный участок на въезде в Курай. В начале июня там возле родника появились две юрты. В одной для туристов был организован визит-центр, в котором представлена информация обо всех достопримечательностях Кош-Агачского района. Здесь же узнавали, у кого и в каком селе можно остановиться, какие достопримечательности увидеть.
— Я сотрудничал с ребятами из других сёл, созванивался. Гостей встречали в Кокоре, Чаган-Узуне, Старом Бельтире, Джазаторе. Пригласил знакомых из Ортолыка, они привезли к информационному центру своих верблюдов, с помощью которых зарабатывали деньги. Приглашал студентов республиканского колледжа культуры, начинающие артисты удивляли гостей горловым пением, игрой на национальных инструментах и красочными национальными костюмами. Всего было задействовано порядка двадцати человек. Можно сказать, мы скооперировались, и работа пошла. Конечно, всё это я сам даже физически не смог бы охватить. А так — с миру по нитке… Вот и удалось организовать такое предприятие, которое работало практически на весь район. Нынче планируем продолжить начатое.
Рядом с информационным центром, во второй юрте, работало кафе, в нём можно было попробовать блюда алтайской национальной кухни. Односельчане поставляли свежее мясо, кумыс, алтайский сырчик… У туристов большой спрос на простую натуральную еду. Чего стоили только обычные лепёшки! Ели горячими, как говорится, с пылу, с жару. И с большим запасом хрустящего хлеба продолжали путешествие. Родители Андрея принимали гостей в «зелёном доме». Владельцы других «зелёных домов» оставляли в информационном центре заявки на приём гостей, а мастера народных промыслов сдавали на реализацию сувениры ручной работы.
Кош-Агачский район ещё мало известен среди туристов, поэтому большинство проезжающих по Чуйскому тракту останавливались возле юрт в поисках нужной информации. Для многих из них высокогорный район стал открытием, и некоторые туристы приезжали повторно, уже в сентябре.
Сегодня среди жителей мегаполисов распространено такое увлечение, как поиск мест силы среди первозданной природы. В окрестностях Курая есть большой камень, который окрестили Камнем Рериха, Камнем силы. Это большой валун в поле диаметром примерно пять метров, на одной его стороне изображён древний сакральный символ, а на другой – современный и похожий на известный символ со знамени Рериха. Прошлым летом отбоя не было от маршрута, ведущего к этому камню.
Живописная Курайская степь в окантовке мощной гряды Северо-Чуйского хребта привлекает туристов не только из Сибири, России, но со всех концов света. Принимал Андрей украинцев, чехов, швейцарцев, гостей из Южно-Африканской Республики. Возил их в Джазатор, на знаменитое плато Укок, в эпицентр землетрясения 2003 года, к популярному леднику Малый Актру, к высокогорным озёрам… Заработанные за сезон средства направил на туркомплекс: в здании будущего информационного центра вставил окна и провёл отопление.
Андрея Сопо по действиям можно назвать предпринимателем, представителем малого бизнеса. Однако бизнес – громко сказано, скорее, это семейный подряд. В трёх семьях только у одного человека небольшой, но стабильный заработок в сельской администрации, у другого также стабильный доход в виде пенсии. Вот и вся финансовая основа. Пока это трудно назвать бизнесом, скорее это обычное выживание в условиях сельской безработицы. Но именно пока. За мелким предпринимательством – будущее. Не надо иметь больших познаний в законах экономики, чтобы понять простые вещи: промышленное производство продуктов никогда не сможет конкурировать с небольшими домашними кафе, булочными, а комфорт современных гостиниц не заменит душевного тепла в простом общении гостя и хозяина.
Любовь Ивашкина
Фото автора