Суббота, 5 октября 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Верующий человек духовно сильнее
5:30, 13 июня 2021

Верующий человек духовно сильнее


Появление буддизма на Алтае некоторые ученые связывают с событиями, произошедшими весной 1904 года, когда Чету Челпанову явился всадник на белом коне. Вскоре после этого в ожидании Белого Бурхана (Ак-Бурхана)в окрестностях Кырлыка состоялись массовые моления. Об этом и многом другом мы беседовали с настоятелем Горно-Алтайского дацана (Куре) Мерген-ламой.

мерген-лама

— Мерген-лама, бурханизм и буддизм — это одно и то же?

— Бурханизм на Алтае имеет древнюю историю. Это нашло отражение в героическом эпосе «Маадай-Кара». Кстати, до седьмого класса я прочитал все тома. Слово «судур», то есть «сутры», упоминается во многих алтайских сказках, как и Эрлик-Бий (божество подземного мира) — в сказаниях. В буддизме в специальных обрядах мы призываем Эрлик-Бия забрать у нас все плохое, чтобы с добрыми помыслами, очищенными от всего скверного, войти в Новый год (Чага байрам). Бурхан — исконно алтайское слово, как и тенгере, алкыш, очыр, конкор, конко и другие. Все они используются в буддизме. Лично я уверен: то, что мы называем бурханизмом, и есть буддизм.

Сибирь изначально была буддийским регионом, и древние археологические находки тому подтверждение. Там где проходил Великий шелковый путь, шли буддийские монахи. Во всей Азии, особенно в седьмом веке, был распространен буддизм. Затем в силу различных исторических процессов, в том числе связанных с набегами воинствующих племен, стремящихся захватить новые территории, что в свою очередь способствовало миграции населения, расцвет буддизма пошел на спад. Так продолжалось вплоть до XII века.

— Если буддизм на Алтае имеет давнее прошлое, тогда почему в нашем регионе практически нет дацанов? Почему до сих пор многие алтайцы идут молиться не в рукотворный храм, а поклоняются природе: огню, горам, рекам, озерам?

— Как говорил мой учитель, язычество — первооснова, но совершенная форма язычества — буддизм. Издревле мы, алтайцы, почитаем огонь, воду, горы, небо, солнце, луну и т.д. Но вера, как известно, не должна быть слепой: на каждый вопрос человек должен знать ответ. Наши предки прекрасно понимали, что без воды, земли, огня, воздуха, солнца не будет жизни на земле, поэтому все наши обряды издревле были связаны с поклонением природе, ее стихиям. Наши предки старались жить по законам Гармонии Вселенной: почитали всё созданное природой.

К тому же все мы прекрасно знаем, что алтайцы вели кочевой образ жизни, они не то что дацаны — дома себе не строили. Им было удобнее пойти совершить тот или иной обряд под открытым небом. Если кто-то и сегодня совершает молебен, предпочитая уединенное место на природе, — пожалуйста, это его выбор.

В советские годы, к сожалению, в культуре, религии алтайцев многое было утеряно, люди продолжали совершать молебны тайком, чтобы никто их не увидел и не наказал. Однако буддисты во всем мире делали то же самое открыто. Разновидностей буддизма довольно много, все они, как и бурханизм, — ветви на стволе одного дерева. Разные по форме, но имеющие общие корни.

— Как вы стали адептом буддизма?

— В школьные годы, как и все советские дети, я был обычным ребенком, увлекался спортом. В юношестве, насмотревшись фильмов о шаолиньских монахах, увлекся восточными единоборствами.

Однажды узнал о том, что есть возможность пройти обучение в Санкт-Петербургском буддийском храме. Меня это очень заинтересовало. Желающих в республике набралось три человека: Алтайчи Санашкин, Сарымай Урчимаев и я. Приехали в Северную столицу России, познакомились с настоятелем дацана Будой Бальжиевичем — мудрейшим гуру. После короткой беседы, узнав обо мне то, что ему было нужно, он поинтересовался: «По-твоему, боевые искусства — это буддизм?» На что я ответил: «Если шаолиньские монахи-буддисты, значит да». Он загадочно улыбнулся и сказал: «Ну хорошо, поучитесь три месяца и, если сдадите все экзамены на «пять», тогда мы займемся боевыми искусствами». Сдать все экзамены на «5» не получилось, тогда учитель разрешил нам учиться до лета. Разные дисциплины, в том числе английский, тибетский, старомонгольский языки, европейскую и восточную философию и т.д., нам преподавали замечательные ученые из Института востоковедения. Учеба настолько увлекла меня, что я забыл про боевые искусства.

— Что особенно привлекло, заинтересовало вас?

— Всё! У меня открылись глаза. Мое сознание полностью поменялось. И это несмотря на то, что в тот момент я был достаточно зрелым человеком: мне было уже 30! Я начал думать, размышлять над многими вопросами и делать выводы.

— Какие именно?

— Я стал вспоминать наставления своих дедушек и бабушек, родителей, сопоставлять наши алтайские обычаи, традиции и понял: это и есть буддизм.

В буддизме считается: нет никакого высшего существа, правящего судьбами людей. Жизнь каждого человека строится по одному из основных законов Вселенной — Закону Кармы, то есть причинно-следственной связи, что с санскрита переводится как «поступок» или «плод деяний». В том, что происходит или не происходит в нашей жизни, виноваты мы сами. Главное, я стал понимать смысл наших алтайских обрядов. Более того, после учебы стал сам проводить ритуальные практики, и если люди интересуются, задают вопросы, объясняю, почему это делается именно так.

— Расскажите о своей семье. В детстве родители рассказывали вам о бурханизме?

— Папа, Василий Иванович Шагаев, сразу после войны поступил в Барнаульский аграрный институт. Он был первым алтайцем, получившим ученую степень в послевоенные годы. Оказывается, его портрет до сих пор висит в этом вузе. Мама Анна Кармановна всю жизнь лечила людей, она работала фельдшером-акушером. Приятно, что до сих пор люди вспоминают и говорят о них только хорошие слова. Моя старшая сестра занималась педагогической деятельностью, младшая — домохозяйка, брат Руслан — музыкант.

Родители говорили: человек богат человеком. Самая большая ценность — когда люди хорошо относятся к тебе, а это возможно, если ты сам относишься к ним с добром, с пониманием и помогаешь им. Родители знали и почитали свои традиции и обычаи. Мы видели, как папа проводит разные обряды. Это было как само собой разумеющееся, но я не заострял на этом внимания, особо не интересовался, для чего это делается. Отец обладал прекрасными организаторскими и ораторскими способностями, он говорил рифмами, знал множество благопожеланий Алтаю. Он был разносторонним человеком, хорошо пел. Мама с папой очень любили свой Алтай, свою родину, как бы это пафосно ни звучало. Эту любовь они передали нам, как и знание родного языка, обычаев и традиций. Мы, их дети, до сих пор очень дружны между собой, да и со всеми родственниками.

— Буддисты считают, что привязанности к людям или к чему-то материальному заставляют человека страдать и не дают уйти ему в мир иной. Как тогда быть с членами семьи, родственниками?

— Это не значит, что нужно бросить, забыть всех и уйти. Чтобы постичь самого себя, нужно пройти испытания, которые ставят человека перед выбором. Во взаимоотношениях с родителями, братьями и сестрами, собственными детьми и человек совершенствуется. Он учится избавляться от негативных мыслей и дурных эмоций: не злиться, не жадничать, не завидовать, не лгать, не гневаться, не сквернословить, не ругаться, не сплетничать, не причинять вреда и т.д. В отношениях с людьми сначала в семье его родителей, затем в собственной, да и в обществе в целом, человек учится правильно говорить, мыслить, быть участливым и внимательным, становится мудрее. Соблюдая обычаи и традиции своих предков, человек узнает о культуре других народов и с уважением относится к людям, живущим рядом.

Алтайцы издревле были сдержанны в эмоциях: запрещалось сильно радоваться чему-либо или страдать, в том числе по умершим, оплакивать их, так как из-за этого душа погибшего не может обрести покой и превращается в призрака, или, как говорят алтайцы, в кёрмёса (в чёрта). Об этом говорится и в буддизме. Вместе с тем наши предки всегда отличались приветливостью и гостеприимством. Они никогда не стремились к накопительству, с легкостью отдавали то, что имели, делали подарки, даже детям, находящимся в утробе матери, одаривали духов гор, рек и озер. Совершая обряды, соблюдали законы Вселенной.

Буддизм опирается на сострадание и направлен на благополучие не только человека, но и всех живых существ.

— Верующие люди считают, что недуги — это Божья кара за грехи. Но со школьной скамьи нам известно: в силу разных причин и обстоятельств заболеть может каждый, в том числе заразиться инфекционными болезнями. Болеют и умирают даже самые набожные…

— В буддизме нет такого понятия, что за грехи тебя накажет Бог. Мы говорим: рано или поздно за свои дурные поступки человеку придется ответить самому, потому негативные мысли, обидные слова, сказанные в чей-то адрес, и тем более плохие деяния обязательно бумерангом вернутся к тебе. Именно это знание, а не страх быть наказанным кем-то дисциплинирует адептов Будды.

— В последние годы стало модно заниматься специальными практиками, медитировать и т.д. Это имеет какое-то отношение к буддизму? Число буддистов в республике увеличивается?

— Медитация — это тренировка ума, для того чтобы обладать своими мыслями и чувствами. Необязательно быть буддистом, чтобы медитировать. Техник медитации существует великое множество. Специальные психические упражнения широко применяются в современном мире как средство оздоровления.

По моим наблюдениям, чем больше человек знает, чем он образованнее, тем больше задает себе вопросов. В поисках ответов на них многие приходят в буддизм. Такая тенденция, особенно в последние годы, наблюдается не только в нашей республике.

Учетом числа наших прихожан мы не занимаемся, это не имеет никакого значения. Для нас гораздо важнее, чтобы человек самостоятельно сделал выбор. В буддизм люди приходят осознанно.

Что касается нашей республики: в помещении Горно-Алтайского куре во время хуралов (молебнов) стало очень тесно.

Возвращаясь к вопросу о том, почему в республике нет дацанов, скажу: сегодня мы живем в другое время. Людям хочется комфорта, а не мерзнуть на улице или мокнуть под дождем. Именно поэтому сейчас назрела необходимость строительства буддийских храмов, но на это нужны средства. К сожалению, в финансах мы очень ограничены.

— Лично у меня слово «лама» ассоциируется с людьми, обладающими сверхъестественными способностями — телепатией, левитацией, телекинезом и т.д.

— Дело в том, что многих простых людей удивляет и привлекает мистика. В мистике, оккультизме, колдовстве нет ничего хорошего, так как люди, занимающиеся этим или пользующиеся услугами всякого рода экстрасенсов, хотят получить выгоду. В этом и есть проявление слабости человека, так как он идет на поводу своих чувств. Сильные люди — те, кто умеет управлять своими эмоциями. Буддисты говорят: «Свят тот, кто стал хозяином своих чувств и служит нравственности». Любое животное можно выдрессировать, но научить управлять инстинктами — невозможно. Главная ценность человека — в его мудрости, опирающейся на нравственность. Эти понятия наиважнейшие в буддизме, а мистика — нечто второстепенное, сопутствующее ее достижению. Потому что сознание человека раскрывается только тогда, когда у него открываются сверхспособности. Причем ими изначально обладает каждый человек, я бы даже сказал — любое живое существо, но научиться использовать их могут не все.

— Что вы понимаете под словом «мудрость»?

— Умение различать. Только различив, мы можем правильно действовать. Обычно в тех или иных ситуациях человек поступает так, как ему хочется, или так, как принято. Но наши хотения в силу обстоятельств непостоянны. Сегодня мы желаем одного, завтра — другого, и это растет бесконечно, по нарастающей. «Как принято» — тоже меняется, как модное веяние. Но лишь тот, кто сумел различить, сопоставив все обстоятельства и сделал правильный шаг, тот мудрец. Однако, чтобы уметь различать, человек должен обладать острым умом, зрением, слухом, концентрацией внимания, памяти и т.д. Чтобы иметь острый ум, мы должны обладать знаниями, для этого необходимо быть образованными, опытными, иметь высокоразвитую интуицию. Главное, в своих действиях и поступках человек должен сохранять спокойствие, как Будда. Только в спокойствии мы способны различать, в гневе — ошибемся, как и в радости. Спокойствие в свою очередь опирается на терпение — великое качество, которому должен научиться каждый. Только благодаря терпению можно добиться чего-то, стать кем-то и быть полезным людям. Преодолеть собственную лень через терпение — великая победа.

— Получается, что настоящий адепт Будды — это холодный расчетливый эгоист, сосредоточенный только на себе, который занимается борьбой с самим собой, со своими чувствами…

— Заметьте, я этого не говорил. Бороться с чем-то можно бесконечно, а это бессмысленно. Зачем бороться с самим собой, когда можно договориться и вместо «надо» выбрать «хочу»? Настоящий адепт Будды — это человек, обладающий просветленным оком, который способен отличить истинное от ложного.

По поводу эгоизма один мудрец сказал, что каждый из людей, окружающих тебя, — это возможность реализации твоих целей. Еще мне запомнилась фраза: эгоизм — это реализация своего потенциала через создание ценностей для людей, работающих на твою цель. При этом важно то, какую цель ставит перед собой человек и какими средствами этого добивается.

— Правительство Республики Алтай уделяет достаточно серьезное внимание вопросам межнационального, межконфессионального согласия, способствует развитию межкультурных взаимоотношений. Как вы думаете, что дает человеку религия?

— Есть замечательная крылатая фраза, известная каждому со школьной скамьи: «Знание — свет, незнание — тьма». Знание дает человеку уверенность, незнание — страх и смятение, потому что во тьме мы действуем наугад, не знаем, куда идти и что делать. При свете видим и знаем, куда ведет дорога, по которой идем, извилистая она или прямая, есть ли на ней опасности, подстерегающие нас, и как их избежать, какую дорогу выбрать, если оказались на перекрестке. В то же время без тьмы мы бы не узнали, что такое свет, и наоборот. Так вот, религия для человека — это знание, проливающее свет на многие вещи. Верующий человек гораздо более надежен, потому что он духовно сильнее, он открыт, у него есть свои нравственные ценности и устои.

Благодаря религии появились цивилизации, сообщества, объединенные едиными взглядами. Человеку, как существу общественному, необходимы соплеменники, потому что с давних времен известно: жить, развиваться, строить гораздо легче вместе. Чтобы общаться, нам нужен язык. Живя в сообществе, соблюдая общепринятые правила, передаваемые из поколения в поколение, человек совершенствуется, становится культурнее, образованнее. Все это вместе взятое и есть религия. Без своего сообщества, без языка, обычаев, традиций, культуры мы никто.

Религия дает человеку уверенность в том, что он не один — с ним его род, единомышленники. Так что такие понятия, как долг, родина, отец, мать, не пустые слова.

Марина ТУРКУШЕВА.

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru