Работодателям необходимо взять на заметку, что отныне нет необходимости проводить аттестацию рабочих мест — на смену ей пришла специальная оценка условий труда (СОУТ). Нововведение закреплено Федеральным законом №426 «О специальной оценке условий труда», принятым 28 декабря 2013 года.
Специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам СОУТ устанавливаются классы и подклассы труда на рабочих местах. Процедура подобной оценки введена с 1 января 2014 года. О её особенностях и условиях состоялся наш подробный разговор с руководителем Государственной инспекции труда в Республике Алтай С.Л. КРАВЦОВЫМ.
— Сергей Леонидович, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены поправки, отменившие понятие «аттестация рабочих мест». Какие же рабочие места подлежат специальной оценке условий труда, существуют ли исключения?
— СОУТ подлежат все рабочие места работодателя. Но, как и в большинстве случаев, имеются исключения из общего правила. Не будут оцениваться рабочие места надомников, дистанционные рабочие места и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также там, где нет наемного труда.
— Кто должен проводить СОУТ?
— Согласно ст. 212 ТК РФ обязанность по проведению и финансированию СОУТ лежит на работодателях. Специальную оценку должны проводить все без исключения предприятия, в том числе и индивидуальные предприниматели. Я бы хотел обратить внимание на то, что существуют особые условия проведения оценки для некоторых категорий рабочих мест. Так, рабочие места, относящиеся к категориям гражданской и муниципальной службы, оцениваются с учетом действующего законодательства в области государственной и муниципальной службы. Рабочие места, работа на которых затрагивает сведения, относящиеся действующим законодательством к сведениям, содержащим государственную тайну, с учетом действующего законодательства о государственной тайне.
— Как часто должна проводиться оценка?
— С периодичностью один раз в пять лет. Материалы по специальной оценке действительны в течение пяти лет. Документы по аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 31 декабря 2013 года, имеют юридическую силу также в течение ближайших пяти лет с момента её проведения. Тем не менее не исключены внеплановые мероприятия, например, при вводе вновь организованных рабочих мест, по предписанию госинспектора труда, после замены производственного оборудования, повлекшего существенное изменение производственного процесса, при изменении уровня индивидуальной и коллективной защиты, способного повлиять на степень воздействия вредных и (или) опасных факторов, оказываемых на работников численностью не менее 5% от общего числа, по предложению первичной профсоюзной организации.
— Как проводится специальная оценка условий труда?
— Для проведения СОУТ работодателю необходимо создать комиссию в составе своего представителя, представителя профсоюзной организации или иного представителя коллектива работников, а также специалиста по охране труда. После чего с организацией, специализирующейся на СОУТ, заключается гражданско-правовой договор. Существуют определенные критерии, которым должны отвечать данные организации. В частности, по уставным документам основным видом деятельности для них должна быть специальная оценка условий труда. В штате должно быть не менее пяти сертифицированных экспертов и т.д. Есть ограничения для организаций и должностных лиц, не имеющих права заниматься СОУТ.
— Каковы обязанности у работодателя?
— Для проведения специальной оценки труда работодателю необходимо представить требуемые документы в организацию, которая будет проводить СОУТ. По окончании процедуры оценки нужно письменно ознакомить работника с её результатами, дать ему соответствующие разъяснения. Ну и реализовать мероприятия по улучшению условий труда.
— Есть ли при этом обязанности у работников?
— Да, конечно, есть. Работник должен лично участвовать в проведении специальной оценки условий труда, обязан ознакомиться с её результатами. По необходимости он может обжаловать их, обратиться к работодателю за разъяснением процедуры.
— Как происходит декларирование условий труда?
— В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодатель подает в Государственную инспекцию труда декларацию соответствия. Форма декларации и порядок ее подачи установлены приказом Минтруда России №80н от 7 февраля 2014 года.
— Если специальная оценка условий труда не проведена работодателем?..
— В этом случае он может быть привлечен к административной ответственности. Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях размер штрафа для должностных лиц составит от одной тысячи до пяти тысяч рублей, для юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Необходимо отметить, что с 1 января 2015 года вступает в действие новая статья Кодекса об административных правонарушениях, в соответствии с которой санкции увеличатся. Так, нарушение государственных требований охраны труда влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
За нарушение установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение работодатель будет наказан предупреждением или наложением административного штрафа в размере от пяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Если к исполнению трудовых обязанностей работник был допущен без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также без прохождения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, работодатель также будет оштрафован.
За необеспечение работников средствами индивидуальной защиты тоже предусмотрено наказание в виде штрафа в размере: на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Если работодатель проигнорирует предупреждения, не исправит выявленные нарушения, то он вновь будет привлечен к ответственности. Совершение административных правонарушений лицом, ранее наказанным за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
— Сергей Леонидович, предусмотрена ли ответственность для организации, имеющей право осуществлять специальную оценку условий труда, но нарушившей порядок её проведения?
— Да, закон предусматривает такую ответственность. Нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, несет административную ответственность как должностное лицо.
— Какая ответственность наступает при невыполнении законного предписания государственного инспектора труда?
— Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влекут наложение административного штрафа: на должностных лиц — в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В завершение нашей беседы хотел бы обратить особое внимание работодателей на строгое соблюдение законодательства об охране труда, тем самым они позаботятся о жизни и здоровье граждан.
Подготовила Н. Васильева.