Возродим культуру теленгитов

В последние годы у нас сложилась хорошая тенденция: культура народа продолжает обогащаться, появляется все больше талантливых ребят, возрождаются национальные виды спорта, возникают новые и т.д.
Подтвердим это на примере Улаганского района. Обо всех новшествах и планах на будущее рассказывает первый заместитель главы администрации Владимир Ильич ЫНТАЕВ:

– Начать хотелось бы с лошадей, с масти, прошедшей через века и не утратившей уникальных характеристик, с чубарых лошадей. Если обратиться к нашим древним эпическим сказаниям, то из них следует, что к этим животным никакая нечистая сила не может подступиться. Если воин отправляется на войну на чубаром коне, то и враг его не одолеет, и дорога будет удачной. Поэтому ханы всегда почитали таких жеребцов и старались держать их при себе. Глаза у этих животных белые, зрачки в отличие от других лошадей не круглой, а овальной формы, поэтому нечистая сила и боится их глаз.

В начале 2000-х у меня была мечта – провести скачки среди теленгитских чубарых. Мой замысел поддержал коневод Андрей Васильевич Юкин, и в 2002 году прошли первые скачки лошадей теленгитской породы. С тех пор такие заезды стали традицией и постоянно проводятся на народных праздниках.
Еще один интересный факт, почерпнутый из героических сказаний, – теленгитская борьба. В древности богатыри устраивали на свадьбах борьбу верхом на чубарых лошадях. Мы в детстве тоже любили бороться верхом на коне.

Теленгитская борьба – это состязание богатырей. Она должна проводиться только на неоседланных чубарых лошадях. Участник, не касаясь земли, может перепрыгнуть на коня своего соперника и попытаться свергнуть его на землю. Тот в свою очередь должен защищаться и попытаться сбросить противника наземь. Кто из борцов первым коснется земли, тот проиграл. Главным судьей первых официальных состязаний по теленгитской борьбе на районном Эл Ойыне был Иван Сергеевич Куюков.

В таких соревнованиях могут выступать даже женщины и дети, потому что наш народ издревле связан с лошадьми и все мы, если можно так сказать, выросли в седле. Кроме того, эти состязания тренируют выносливость, а она лишней не бывает.

Теленгитская борьба также отличный стимул для разведения теленгитских чубарых лошадей, обогащения культуры и поддержания национальных видов спорта. Я надеюсь, что в скором будущем она будет популярной и соревнования будут проводиться постоянно.

Еще один вид, который мы стараемся популяризировать, – борьба куреш. Специально для этого мы изготовили титульный чемпионский пояс «Боко». Пояс будет передаваться от победителя к победителю абсолютных первенств по борьбе куреш. Если кто-то выиграет его трижды подряд, останется обладателем навсегда. В мае первые соревнования на пояс «Боко» выиграл Мерген Сергеевич Бадыкин из Чибили, потом на районном празднике Эл Ойын пояс перешел к Владимиру Борисовичу Челчушеву.

И напоследок хочу сказать несколько слов о горловом пении. По моему мнению, сказители и сказительство неразрывно связаны с жизнью каждого народа. Сказитель через эпическое повествование передает историю народа будущим поколениям.

Опять же на районном Эл Ойыне прошел Фестиваль горлового пения и национальной инструментальной музыки «Улу-хан». Его планируется провести в три этапа (районный, региональный и республиканский). На первом, уже состоявшемся, обладателю Гран-при в честь Года Лошади подарили скакуна. Второй должен пройти в Туве, где проживает родственный нам народ. Проведением таких фестивалей, обменом опытом, установлением культурных и родственных связей можно разрешить основную проблему, которая возникает между нашими субъектами, – кражу скота. Третий этап пройдет в Горно-Алтайске или в Улагане.

Сейчас большое внимание уделяется культуре, так как 2014-й объявлен Годом культуры. Глава района никогда не оставляет эту составляющую жизни нашего муниципального образования без внимания – всегда поддерживает, помогает и вносит свой вклад.

DSC_0258

DSC_0468

DSC_0759

Лидия Адыкаева

Related posts

комментарии