Туризм. Теория и реальность

На прошлой неделе в Чемальском районе прошел обучающий семинар Федерального агентства по туризму, где рассматривали правовое регулирование и обеспечение инвестиционной деятельности в сфере туризма, управление капстроительством  и модернизацией объектов инфраструктуры, работу в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации  (2011 — 2018 годы)», ряд других вопросов.
На базе отдыха «Турсиб» собрались руководители ведомств, отвечающих за туризм в регионах Сибири и Урала, а также представители местного туристского сообщества. Мероприятие началось с заседания Координационного совета МАСС по туризму под председательством Главы Республики Алтай Александра Бердникова с участием министра экономразвития и туризма региона Евгения Ларина, замруководителя Федерального агентства по туризму Николая Королева, зампредседателя исполкома МАСС Сергея Тихомирова, представителей Дагестана и Беларуси.
Непосредственно семинар начался с секционного заседания по нормативно-правовому регулированию сферы туризма в России, где подвергли комплексному анализу нормативно-правовые акты, касающиеся туризма, обсудили правовой статус субъектов и правовой режим объектов отношений в сфере туризма. Его вела замдиректора Департамента межнациональных отношений Минкультуры России.
Разумеется, не только говорили о теории, но и приводили реальные – удачные и не очень – примеры создания туристских проектов, обсуждали вопросы безопасности, соответствия продукта тому, что представлено в его рекламе, а также санитарно-гигиеническим и другим российским и международным требованиям. Суть в том, что для создания качественного туристского продукта необходимо тщательно изучать документы, регулирующие деятельность, в том числе новейшие. И это применимо не только к предприятиям, оказывающим непосредственно туристские услуги, но и к тем, что им сопутствуют, особенно в сфере питания.
Актуальная тема – соответствие положений различных документов и пробелы в ряде из них (например, Лесной кодекс и туристские нормативно-правовые акты). Еще один обсуждаемый вопрос – обязательная сертификация мест размещения и классификация туристских объектов, являющиеся условиями устойчивого развития туризма, а также взаимодействие в этом плане бизнеса и власти.
Речь шла и об унификации работы гидов, экскурсоводов, переводчиков и организаций, оказывающих транспортные услуги. «Как из печи пирога» ждут представители туристского сообщества закона о профессиональных стандартах. Как только его примут, автоматически будет введена обязательная сертификация персональной квалификации всех специалистов всех отраслей. Значит, утвержденные стандарты для туроператоров, турагентств, всего персонала сферы гостеприимства, которые пока выполняются «на добровольной основе», станут более чем актуальными. Как положительный момент было отмечено, что Ростуризм реализацию программ по стандартизации деятельности и сертификации качества услуг и объектов считает одним из приоритетных направлений развития сферы туризма. Сертифицированных объектов пока, к сожалению, очень мало во всей стране, однако процесс идет. Этому способствуют в том числе и обучающие семинары, проводимые Ростуризмом в разных регионах – в ряде субъектов на это, в том числе на обучающие программы, специально закладывают средства в бюджет. Без этого, считают в Ростуризме, невозможно развитие въездного туризма – искушенные иностранные гости, которых в регионы России едет все больше и больше, первым делом спрашивают подтверждение компетенции экскурсоводов и гидов и уровня их ответственности, требуют сертифицированные средства размещения определенной категории и внимательно относятся к вопросам без-
опасности. Качество услуг должно касаться всего, начиная от самых простых бытовых вопросов и заканчивая горнолыжными трасами или походами на сложные геологические объекты, не раз подчеркивали на семинаре.
В отношении нашего региона участники мероприятия отметили: Республика Алтай – удивительное место с сильной энергетикой, богатым туристским потенциалом и развитой сферой гостеприимства, которой нужно поработать как раз над сертификацией услуг и соответствием их стандартам качества. Последнее, напомню, касается практически всех регионов России. Отсюда следует еще один важный, можно сказать болезненный, вопрос – подготовка кадров. В этом плане не грех вспомнить советское время, когда работа по подготовке и сертификации специалистов, работающих в туризме, проводилась очень тщательно. Естественно, с поправкой на современность. И, разумеется, стандартизация вовсе не отменяет традиций и индивидуального подхода.
С выходом соответствующего указа президента в обиход, к слову, вошло понятие общественной экспертизы услуг, которая касается, конечно, и туризма. В пример на семинаре привели Свердловскую область. При областном Совете по развитию туризма, куда входят представители бизнеса, власти, надзорных органов, образовательных учреждений и всех, кто работает на этом рынке, создали группу по общественной экспертизе, которая как раз и оценивает качество услуг. В программные документы в регионе стали закладывать средства на поощрение субсидированием и грантами туристских предприятий, прошедших «испытание тайным гостем».
Там же, на Урале, есть и удачные примеры реализации региональных стандартов, когда все, кто работает в туризме, сдают своеобразный экзамен (для каждого звена и «звездности» объекта – свой уровень сложности), состоящий из тестового опроса, профессиональных задач и практических заданий. Процедура для профессионалов занимает максимум день, а эффект от нее колоссальный.
Еще один важный вопрос в теме стандартов качества и без-
опасности – паспортизация. Если говорить о нашей республике, у нас паспортизированы многие объекты, а вот паспортизация маршрутов пока своя, местная, и чтобы соответствовать федеральному уровню, требует еще кропотливой работы.
Темы других секционных заседаний касались инвестиционной деятельности в сфере туризма и ее правового обеспечения, планирования создания туристских кластеров, реализации механизмов государственно-частного партнерства и подготовки документов для конкурсного отбора, разработки типового проекта «дорожной карты». По каждому из них были представлены обстоятельные доклады.
Руководитель агентства по туризму Бурятии Людмила Максанова поделилась опытом своего региона по подготовке и реализации укрупненных инвестиционных проектов туристско-рекреационного и автотуристских кластеров в рамках Федеральной программы по развитию туризма. В Бурятии их четыре, и каждый отличается индивидуальностью, привлекательной для гостей из России и зарубежья. Ряд из них еще несколько лет назад были неухоженными, с видимыми последствиями этапа индустриального развития. Людмила Бато-Жаргаловна отметила: ключевая роль в преобразовании территорий принадлежит муниципальным образованиям. Естественно, при поддержке региональных властей. Создание кластеров в Бурятии проходило в два этапа. В 2009 – 2011 годах формировались перспективные инвестиционные планы для включения проектов в федеральную программу. С 2012-го идет этап непосредственной реализации мероприятий ФЦП по созданию ТРК «Подлеморье», автотуристских кластеров «Кяхта», «Байкальский» и «Тункинская долина». Он включает анализ состояния туристской отрасли, обоснования планов создания кластеров, консультации с бизнесом по оценке потенциала территорий, создание перечня строительства/модернизации объектов, заключение инвестиционных соглашений и ряд других моментов. Процесс подготовки, в том числе роль и степень участия бизнеса и власти, доли бюджетного (федерального и регионального) и внебюджетного финансирования, пакет необходимых документов были показаны в представленной участникам семинара презентации. Докладчица подчеркнула: для вхождения в федеральную целевую программу мало сказать, что в том или ином регионе есть ресурс, надо еще хорошо выполнить тщательнейший анализ состояния отрасли и обозначить конкретные пути развития с конкретными площадками.
В целом разговор «федералов» и представителей регионов получился конструктивным, знания, полученные на семинаре, его участники смогут применять на практике для совершенствования своей работы и развития отрасли.
Завершилось мероприятие конкурсом с призами от Ростуризма, где нужно было ответить не только первым, но и обстоятельно. Вопросы были на знания определений из сферы туризма (таких, например, как «кластер и его отличие от промышленного района», «туристская дестинация», «государственно-частное партнерство и его виды», «лизинговое соглашение»), нормативно-правовых документов и Федеральных целевых программ, касающихся туризма и других аспектов отрасли. Ряд призов выиграли представители нашей республики. IMG_0424 IMG_0309 IMG_0319
Галина МИРОНОВА

Related posts

комментарии